К 1945 году более 14 миллионов человек были вынуждены работать в специальных лагерях, действующих на благо Третьего рейха. Они были созданы, чтобы максимально использовать "недолюдей" и военнопленных. Как признались сами нацисты, речь шла о «истреблении через работу».
Трудовые лагеря, созданные в разных местах оккупированной немцами Европы, сильно отличались друг от друга. Некоторые выглядели как обычные фабрики со смежными казармами для рабочих, в то время как другие, особенно те, что находились рядом с концлагерями - напоминали худшие адские сны. Независимо от того, какое впечатление они могут произвести со стороны, у всех них была одна общая особенность: большинство заключенных больше никогда больше не выходили на свободу. Они либо умерли на месте, либо после отправки в «лагерь смерти».
Заключенные испытывали голод, болезни, истощение, убийственную работу, а также садистские идеи охранников и псевдомедицинские эксперименты. Каждый день может быть их последним, а некоторые провели месяцы или даже годы в лагерях. Как выглядела их повседневная жизнь?
День первый: размещение
Властям лагеря было нелегко обеспечить крышу над головами людей, отправленных на работу. Сотни тысяч были депортированы.
Чаще всего вопрос о жилье решался просто. Заключенных размещали как можно теснее друг к другу. Это очень эффективное решение, которое в то же время потребляло лишь малую часть ресурсов. Было также строительство бараков, где заключенные собирались во время отдыха от работы. Такие здания можно увидеть в Освенциме, Гусене и Бухенвальде. Внутри не было отопления, поэтому зимой многие заключенные просто замерзали или умирали от болезней, вызванных переохлаждением организма.
Вместимость зданий женского рабочего центра в Равенсбрюке оценивалась примерно в 6000 человек. А заключенных было более 50 000 человек! Женщинам приходилось жить в вечной тесноте, они часто спали на полу, не имея доступа к кроватям и одеялам, или постельного белья. Для пятисот человек было три уборные без дверей.
У заключенных комплекса Миттельбау-Дора, которые жили под землей , были особенно сложные условия жизни . Они работали на строительстве туннелей и никогда не выходили на солнечный свет. Это, конечно, еще больше ухудшало их здоровье. По оценкам, в этом лагере погибло до 20 000 человек. Столкнувшись с перенаселением, другие центры быстро снабдили себя крематориями, а затем газовыми камерами, в которых лишали жизни непроизводительных работников.
День второй: главное – это порядок
После прибытия в трудовой лагерь заключенный изучал местные правила. Короткие кодексы в основном содержали запреты и обязанности.
Заключенные могут пользоваться только туалетами на полу и мыться только в определенные дни по расписанию. На столах рядом с кроватями нельзя было ставить какие-либо предметы, а матрасы всегда должны быть в безупречном состоянии. Было разрешено по субботам и воскресеньям выходить из производственных помещений, чтобы прогуляться несколько часов. Однако было запрещено выходить на улицу без специальной желтой звезды, прикрепленной к одежде, чтобы четко указать их еврейское происхождение. Во время прогулки не разрешалось ничего покупать.
В случае несоблюдения правил были наложены финансовые штрафы на женщин, находящихся на «рабочем месте», которые были вычтены из их заработной платы. Именно так заключенные принудительного труда получали зарплату! Только что с этого, если они не могли никак их потратить, а при каждом удобном случае были еще и штрафы. Деньги так же брали для того, чтобы покрыть штрафы, расходы на спальное место и избыточное электричество, использованное во время сверхурочной работы!
Это было очень гуманным местом с точки зрения политики. Случалось даже, что заключенные испытали сочувствие со стороны охранников здесь. Между тем, за пределами Германии были десятки лагерей, где с рабочими обращались не лучше, чем с заменяемой частью какого-либо инструмента. В таких местах охранник имел полную власть над заключенным.
День третий: преступление и наказание
Заключенные работники, даже за мелкие правонарушения, могли быть заперты в одиночную камеру или избиты. Так было, например, с женщинами-заключенными, живущими в лагере Равенсбрюк. К сожалению, когда начальникам женского учреждения стало скучно, они придумывали более «забавные» методы правосудия. Например, на непослушных женщин спускали дрессированных собак. Такое наказание часто заканчивалось смертельным исходом.
Равенсбрюк вошел в историю черными буквами не только из-за садистских тенденций охранников. Женщины-заключенные также регулярно подвергались там медицинским экспериментам. На них проверялось антибактериальное действие сульфамидов при заживлении сложных ран. «Пациенты» должны были быть ранены, чтобы имитировать настоящую аварию. Поэтому врачи специально ранили заключенных женщин кусками грязного стекла и дерева. После появления симптомов гангрены использовались препараты, чаще всего безрезультатно.
«Врачи» лагеря также искали методы пересадки костей и регенерации нервов, поэтому заключенным ампутировали конечности «во имя науки». Группа женщин, депортированных из Румынии, добровольно согласилась пройти стерилизацию в обмен на свою свободу. Процедура была проведена, но румынки осталась за решеткой.
День четвертый: Труд освобождает
Конечно, основной частью дня заключенных была работа. Независимо от его типа, планы производства или выпуска были строгими, которые почти невозможно соблюсти. Кроме того, заключенные проводили несколько часов в день в тяжелых и изнурительных занятиях. Заключенных в лагере будили в 4 часа утра и первым занимались строительством дорог, а днем они шили униформу и обмундирование для немецких солдат.
В других лагерях изготавливали картонную упаковку для продуктов питания, в которой граждане Германии позже покупали рис или кофе.
Постоянно было повышение планов производства, потому что рабского труда было недостаточно для удовлетворения потребностей немецкой экономики. Рабочие сидели на рабочих местах по десять и более часов в день. 3800 упаковок в час, что в простом подсчете составляет около 38 000 в день, любой и даже опытный работник бы не выдерживал такой нагрузки.
Многие сотрудники часто умирали во время работы. Целые дни, проведенные в забивании камней или рытье туннелей, оказывались настолько изнурительными, что не требовалось болезней или наказаний для их уничтожения. Аналогичные условия преобладали в шахтах, где рабочие получали только тюремную одежду и скудную пищу для своего труда.
Саркастические надписи «Arbeit macht frei» над воротами многих лагерей свидетельствуют о бесчеловечном отношении нацистов к принудительным работникам и по сей день. Переводится как «Труд делает свободным» или «Работа освобождает». Между тем, такие компании, как Линц, Байер, Зауэрверкс и Юнкерс, могли пользоваться бесплатной рабочей силой .
День пятый - еда и сон
Еда и отдых, два элемента жизни, которые кажутся наиболее важными для благополучия каждого человека, были сведены к минимуму в трудовых лагерях. Работники фабрики по производству упаковки для обедов получали кофе очень плохого качества и два куска хлеба. На ужин был приготовлен суп из воды, картофеля, сельдерея и капусты - не очень калорийная еда для человека, который занимается физическим трудом.
Случилось так, что рабочие получили посылки от кого-то за пределами лагеря. В такой посылке, если она вообще доходила до получателя через все проверки, часто содержался, например, хлеб. После многих дней путешествий, хлеб был сухим и твердым, но его съели сразу же. Заключенные оборачивали его влажной тряпкой перед употреблением, чтобы хлеб не был таким черствым.
В «свободное» время, которое заключенные некоторых лагерей могли проводить на прогулке, они любили просто отдыхать. Каждый момент сна был на вес золота, каждая сэкономленная калория могла принять решение о жизни или смерти.
День шестой - маленькие удовольствия
Заключенных часто отправляли в трудовые лагеря не по собственной воле. Нацистская пропаганда привлекала молодых, здоровых людей для работы за границей. Заключенным часто обещали, что в обмен на их работу гарантируется безопасность их семей.
Вместе с ними депортировали «опасных» для нацистов людей, то есть интеллектуалы, художники и представители оппозиции. Такие люди пытались сохранить культуру и память о нормальной жизни, тайно пели песни и хранили книги. Согласно отчетам некоторых заключенных, моменты, когда им удавалось саботировать некоторые элементы нацистской «машины смерти», приносили наибольшее счастье и удовлетворение.
Экономика Германии во время Второй мировой войны находилась в трагическом состоянии, и если бы не работа миллионов рабов, Третий Рейх рухнул бы гораздо быстрее. Только поработив других, нацисты смогли так долго сохранять власть.