Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Десять современных русских романистов, которых точно стоит знать. Часть вторая

Оглавление

Продолжаем рассказывать вам об авторах, которые вполне могут когда-нибудь пополнить список школьных классиков.

Дмитрий Миропольский

Миропольский — это настоящий человек-оркестр. Он учился на химика и даже занимался научными исследованиями в этой области. Работал художником по рекламе и графиком. Возглавлял театры-студии «Народный дом» и «Санкт-Петербург». Вел авторские программы на радио, снимал документальные фильмы о России и Санкт-Петербурге, писал сценарии для популярных телепрограмм («Улицы разбитых фонарей» и «Сто дней свободы»). Руководил рекламной дирекцией компании «Русское видео», был в совете директоров холдинга «ПетроМир» и корпорации «Конти». И, наконец, публиковал авантюрно-исторические романы.

Писателя из-за близости эксплуатируемых тем постоянно сравнивают с Дэном Брауном и с Артуро Перес-Реверте. Дебютировал он с романом «1814/Восемнадцать-четырнадцать» о воспитанниках Царскосельского лицея (Пушкин, Горчаков, Кюхельбекер, Пущин), которые ловят маньяка-убийцу. В 2007 году книга была экранизирована.

После были «1916/Война и Мир», тесно переплетающая судьбы Маяковского и Распутина, и «AMERIKAN’ец» про дядю Льва Толстого, реальные приключения которого затмевают любой роман Дюма-старшего.

А в 2017 году Миропольский пишет книгу «Тайна трех государей». Продажи свыше 165 000 экземпляров, неутихающие по сей день споры над изложенными там теориями заговоров, победа в национальной литературной премии «Золотое перо Руси». Сравнивая политические действия трех правителей (Ивана Грозного, Петра Первого и Павла), автор выводит весьма стройную догадку о влиянии на историю России «политической закулисы».

Алиса Ганиева

-2

Выросла в Дагестане, с 2002 года живет в Москве. В девятнадцать лет начала печататься в журналах в качестве литературного критика. В 2009 вместе с Еленой Погорелой и Валерией Пустовой создала литературно-критическую группу «ПоПуГан», популяризующую современную русскую литературу.

В том же году за повесть «Салам тебе, Далгат!» получила премию «Дебют» под мужским псевдонимом Гулла Хирачев. Мистификация раскрылась только на награждении финалистов. В произведении изнутри показана жизнь современного северокавказского общества, что привело к нападкам со стороны земляков автора и исламских фундаменталистов.

Роман «Праздничная гора» укрепил позиции Ганиевой как сильного автора, а изданием The Guardian в 2020-м году был включен в «топ-10 романов, действие которых происходит в России» (пятью годами ранее, то же издание включило писательницу в список 30 самых влиятельных москвичей младше 30 лет). Речь в книге опять идет о современном Кавказе, где вера и мистика соседствуют с жесткостью и телевидением. Молодой главный герой на фоне нарастающих беспорядков пытается разобраться, что же для него значит Родина, родня и он сам как личность.

Леонид Юзефович

-3

Около 30 лет работал учителем истории в разных школах, совмещая это с писательской деятельностью.

Печататься начал с 1977 года, но литературная карьера его развивалась очень неровно. В 1993 году пишет документальный роман о бароне Унгерне «Самодержец Пустыни».

Но настоящая известность приходит к Юзефовичу в 2001-м, когда он получает Национальный бестселлер за книгу «Князь ветра». Это «роман, который притворяется детективом» о первом начальнике сыскной полиции Санкт-Петербурга Иване Путилине. Будучи заключительной книгой трилогии (до этого о Путилине были написаны «Костюм арлекина» и «Дом свиданий»), «Князь ветра» получает восторженные отзывы критиков, многие называют его «явлением» в современной русской прозе.

В 2015-м Юзефович повторяет свой успех. Документальный роман «Зимняя дорога» завоевывает и НацБест, и Большую Книгу. Произведение основано на архивных источниках и описывает противостояние двух реальных героев в декорациях зимнего похода из Сибири во время Гражданской войны.

Алексей Сальников

-4

Дебютировал как поэт. Учился у Евгения Туренко, который считается создателем полноценной литературной среды в Нижнем Тагиле. Многие отмечают, что именно опыт Сальникова-поэта лежит в основе успеха Сальникова-прозаика.

Общероссийскую известность приобрел после публикации романа «Петровы в гриппе и вокруг него» (сначала в открытом доступе, а позже выпущенного как отдельная книга издательством АСТ). Сюжет строится вокруг заболевшего гриппом семейства (автослесарь, его жена и маленький ребенок), которым с каждой страницей все сложнее отличить реальность от «гриппозной галлюцинации». В романе мастерски переплетаются приемы магического реализма, отсылки на танатологические мифы, а одна из ведущих мыслей в том, что в повседневности есть волшебство.

В 2019 году Кирилл Серебренников снял по роману одноименный фильм. Так же по мотивам книги были поставлены спектакли в Екатеринбурге и Москве.

Андрей Рубанов

-5

Литературную деятельность Рубанов начал аж в 34 года, а до этого «поварился во многих котлах». Он поработал журналистом, шофером, телохранителем, был предпринимателем. Несколько лет жил в Чечне, где занимал пост пресс-секретаря первого заместителя полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской республике.

В 1996 заключен под стражу по обвинению в мошенничестве. Полностью оправдан спустя три года. Именно этот эпизод лег в основу дебютного романа «Сажайте, и вырастет» про жизнь банкира в «лихие 90-е», за который Рубанов попал в шортлист НацБеста в 2006 – м.

Помимо автобиографической прозы, Рубанов является автором романов в жанре биопанк «Хлорофилия» и «Живая земля». Москва зарастает травой высотой с небоскреб. Сильные мира сего занимают верхние этажи и наслаждаются солнцем, все остальные вынуждены ютиться в вечной тени и жевать мякоть растения – сильнейший галлюциноген. Антиутопия, взрывающая мозг, но поразительно точно передающая современные реалии. За обе книги автор удостоен АБС-премии (премии имени братьев Стругацких).

10 русских романистов, которых надо знать. Часть первая

Последняя книга писателя «Финист – ясный сокол» получила НацБест в 2019 – м году.

Вот как о ней отозвался Шамиль Идиатуллин :

«Роман Андрея Рубанова — внезапное чудо. Это несомненное литературное событие, это прекрасная сказка, сложно и ладно устроенная, это архетипическое фэнтези — выворачивающее наизнанку законы жанра, это многоуровневая работа со славянской мифологией, которая наконец‑то не сводится к пересказу Афанасьева, Даля, Проппа и Фрезера — а распахивает бездны, где рождался и выживал дух, позднее оказавшийся русским. Неожиданная, необходимая и крутая книга».