Найти в Дзене

Нужна ли вам CRM-система?

Оглавление

Споры о необходимости использования CRM-системы – что-то сродни рассуждениям «а чистить ли зубы по утрам?». CRM в бизнесе, как и автоматизация учета, - уже давно гигиенический фактор. Однако владельцы бизнеса продолжают сомневаться, справедливо пытаясь взвесить все «за» и «против» дорогостоящего внедрения.

Давайте разберем три ситуации: когда вам стоит задуматься о приобретении CRM, когда можно обойти его стороной, и когда кажется, что CRM не нужна, но это не так.

Когда кажется, что CRM не нужна

Фото автора Christina Morillo, источник Pexels
Фото автора Christina Morillo, источник Pexels

«CRM нужна, когда есть тысячи клиентов, а у нас не так»

Действительно, с большой клиентской базой вручную работать не получится. Но бизнес-процессы одинаковы и для десятка, и для тысячи заказчиков: ведение сложной многоэтапной сделки, выполнение регулярных и отдельных задач, планирование работ, контроль своевременности и содержания коммуникации, прием заявок, поздравления ключевых лиц с праздниками и т.д.

Даже если у вас только один крупный клиент, CRM сильно пригодится.

«CRM нужна, когда бизнес большой, а мы еще в самом начале»

Плох тот стартапер, который не хочет вырасти в корпорацию! В начале развития компании, когда вас всего пять человек и достаточно обсуждений в курилке и на обеде, кажется, что вы справитесь и в Excel. Но когда приходит новый сотрудник, и ему нужно передать правильную технологию работы, становится ясно, что для работы с клиентами нужен специальный инструмент. А что говорить про открытие нового филиала?

С CRM обучение нового сотрудника ускоряется до десяти раз, и все филиалы работают по единому отлаженному стандарту.

«CRM нужна, когда в штате - сотни сотрудников, а у нас всего три отдела»

Чем больше сотрудников, тем сложнее внутренние коммуникации и дольше прохождение заказа через отделы. Клиент может потеряться внутри компании на любом этапе и в любом подразделении, и никто этого не заметит...

CRM же позволяет наладить связь между сотрудниками и подразделениями в компаниях любого масштаба.

Когда вам действительно не нужна CRM

Фото автора Alexander Kovalev,  источник Pexels
Фото автора Alexander Kovalev, источник Pexels

Анализируя практику работы более чем с десятью тысячами российских компаний, могу сказать, что внедрение CRM-системы не принесет ощутимой пользы в следующих случаях:

  • Если у организации ограниченный круг клиентов и контактных лиц и она не заинтересована в дальнейшем росте клиентской базы.
    Например, в случае сознательного ограничения руководством роста небольшой компании или «семейного бизнеса».
  • Если в рыночном сегменте нет конкуренции или ее уровень невысок.
    Когда на рынке нет конкурентов, а потребность в продукте компании высокая, клиенты будут вынуждены его приобретать и без дополнительных усилий со стороны продавца.
  • Если клиенты разовые, случайные и продавец не беспокоится о качестве услуг, об удержании постоянных клиентов.
    Такой стиль работы характерен для коммивояжеров и сайтов-«одностраничников», продающих китайские товары с десятикратной наценкой. Если потенциальных клиентов хватит на десятилетия вперед. Если клиенты разовые, случайные и продавец не беспокоится о качестве услуг, об удержании постоянных клиентов, то зачем беспокоиться о каждом из них?
  • Когда каждый менеджер работает так, как считает нужным, и не нуждается в обмене информацией с коллегами.
    Примером такого бизнеса может стать адвокатское бюро – сообщество независимых профессионалов, объединенных в одно юридическое лицо лишь для решения формальных или технических вопросов ведения бизнеса.
  • Если бизнес связан с повышенными требованиями к конфиденциальности.
    И даже мероприятия по защите информации в CRM не перекрывают риск случайной утечки.

Можно продолжать список примеров, когда можно обойтись без CRM-системы. Однако на порядок больше случаев, когда CRM компании действительно необходима.

Когда вам необходима CRM-система

Фото автора Davis Sanchez,  источник Pexels
Фото автора Davis Sanchez, источник Pexels

Мой опыт работы с российскими и зарубежными компаниями показывает, что внедрение CRM принесет ощутимую пользу, если в компании существуют следующие проблемы:

  • Разрозненная клиентская база.
    Данные о клиентах, партнерах, поставщиках, конкурентах хранятся в разных источниках. Информация труднодоступна, нет возможности совместного анализа данных. При увольнении менеджера данные о клиентах просто пропадают, так как никто не знает, где они хранятся и как их получить.
  • История общения с клиентами и партнерами разобщена или не
    регистрируется совсем.

    Достигнутые в переговорах договоренности забываются и не выполняются, что вызывает негативную реакцию клиентов. Клиентов каждый раз переспрашивают об их номере телефона или e-mail, о том, что они заказывали.
  • Жалобы клиентов теряются, не рассматриваются вовремя. Нет возможности получить отчетность по типам жалоб за период в разрезе менеджеров компании.
  • Потеря информации при передаче между подразделениями приводит к сбоям в основных бизнес-процессах компании.
    «Информационные провалы» между сотрудниками и подразделениями увеличивают количество жалоб и себестоимость продаж.
  • Знания сотрудников компании хранятся только в их головах, передача знаний от опытного сотрудника к новичку занимает много времени. В итоге это приводит к увеличению издержек компании, снижает продажи.
  • Регламентированные и утвержденные бизнес-процессы не автоматизированы и не внедрены в «рабочую среду» компании.
    Они не всегда исполняются, и невозможно оперативно контролировать ход выполнения бизнес-процессов.
  • Нет аналитики и автоматизированных отчетов.
    Нет возможности анализа клиентской базы, построения комплексных отчетов по продажам, закупкам и истории общения с клиентами.
  • Компании необходим инструмент прогнозирования продаж для активного управления бизнес-процессом продаж.
  • Сотрудники тратят много времени на типовые задачи.
    Менеджеры изо дня в день отвечают на одни и те же вопросы клиентов. Несколько часов в неделю уходит на составление отчетов по продажам и беседы с руководителем по оперативной деятельности. Составление типового договора или коммерческого предложения занимает более получаса.
  • Руководитель вынужден половину своего рабочего дня тратить на контроль работы сотрудников.
  • Штат отделов маркетинга, продаж и сервисного обслуживания растет гораздо быстрее, чем растут обороты компании.

Если перечисленные проблемы характерны для вашего бизнеса, то CRM-система сможет помочь в их решении.

Если вы сомневаетесь, быть ли CRM в вашей компании, посмотрите истории успеха ваших партнеров и конкурентов. Четверть российских компаний уже работают в CRM и с ее помощью ускоряют сервис, снижают себестоимость продаж и увеличивают свою прибыль. Попробуйте – гарантирую, через 5 лет вы и не вспомните, что работали без CRM.

Подписывайтесь на канал. Дальше поговорим о маркетинге и разберемся, сколько ваша компания теряет или зарабатывает на каждый вложенный в продвижение рубль.