Найти в Дзене
Empine

Кролик Джоджо, 2019

 

Режиссер Тайка Вайтити 

 

Десятилетний Джоджо член гитлерюгенда мечтает стать телохранителем Гитлера, когда вырастет, всем сердцем поддерживает нацистскую идеологию и намерен написать книгу о том, как распознать евреев. У Джоджо есть воображаемый друг - Адольф Гитлер, который помогает ему сглаживать несостыковски между пропагандой и реальностью. 

"Кролик Джоджо" - это сокрушительная история взросления через призму военной сатиры. 

Об этой картине сложно писать. Неизбежно я скажу что-то не то, скорее всего, неприемлемое и оскорбительное. За это я хочу извиниться. 

 

-2

Сразу предлагаю определиться, что "Кролик Джоджо" - едва ли комедия, потому что те шутки, что там есть, явно направлены не на выдавливание из зрителя смеха, но созданы, на мой взгляд, исключительно как ракурс, с которого мы можем рассуждать о самой идее ненависти к евреям и превосходства арийской крови, причем не только с точки зрения детей, но и сторонников этой идеологии в целом. То есть, шутки буквально смехотворны и нелепы, абсолютно жалки, прямо как пропаганда нацистской идеологии среди детей на исходе войны. 

Как сатира, картина работает прекрасно. Она настолько широко и смело играет на драме и горькой иронии, что фильм становится очень воздушной и личной историей о изломе детской личности и насилии. 

Если честно, мне кажется, эта картина достойна того, чтобы ей посвятили целое исследование и издали его в виде книги. 

 

-3

Главный герой Йоханнес - Джоджо (Роман Гриффин Дэвис), пытается вписаться в актуальную идеологию, он умный, но наивный мальчик, для которого нацизм - путь в общество, где его не любят, шанс смириться с пропажей отца, который служит на итальянском фронте, и возможность определить, где его место между правильным и неправильным. 

-4

По ходу событий фильма, ему становится все труднее закрывать глаза на все те несоответствия, которые он замечает в окружающем его мире. Он недоумевает почему его мама так не патриотична, почему пассивен капитан вермахта Кленцендорф (Сэм Рокуэлл), который заменяет ему фигуру отца, и его очень серьезно беспокоит, что никто не может объяснить, как распознать евреев, и чем они так опасны. 

Когда он находит в стене своего дома еврейку Эльзу, Джоджо абсолютно не представляет, как ему с этим справиться. 

Хорошо, что у него есть воображаемый друг - Адольф Гитлер, который помогает ему, направляет его и стирает сомнения. 

Воображаемого Гитлера играет сам режиссер Тайка Вайтити, и я знаю, что ему было неприятно исполнять эту роль, но она вышла очаровательно нелепой. Гитлер в сознании Джоджо - это абсолютно мультяшная и беззубая фигура, вальяжная и обещающая настоящую духовную близость, одновременно друг, икона и отец. И разумеется, весь фильм мы наблюдаем за нарастающим расколом, крайне болезненной борьбой между властным духом, который насильственно прививают ребенку, и взрослым сознанием, свободным от идеалов и четких границ. 

-5

Меня особенно изумляет сама идея психологических механизмов ребенка, который залечивает свое искалеченное сознание через такую тонкую переработку образа властной фигуры в образ очень понимающего друга, такого же нелепого, как сам Джоджо. Сначала это помогает ему сохранять образ друга в неприкосновенности от всех ужасов, которые он видит, и затем это же становится причиной опасного конфликта и растущего неприятия, потому что как настолько близкий друг может так жестоко все отнять у ребенка? Все знают, что друзья так не поступают. В конце концов Джоджо как бы перерастает фигуру Гитлера, и может отмахнуться от нее без всякой жалости, и это выглядит совершенно и освобождающе. 

-6

Вторая фигура, которая заслуживает не только внимания, но и почтения - еврейка Эльза (Томасин Маккензи), которая представляет собой дух сопротивления. Мать Джоджо прячет ее в стене своего дома, и девочка сидит тихо, но она не олицетворяет образ пассивного гонимого еврейского сообщества: она боится, но пускает в ход ножи и угрозы, издевается над наивностью Джоджо, когда тот пытается вытащить из нее "еврейские секреты", врет в лицо гестаповцам во время обыска. Это действительно очень напуганная и очень храбрая фигура, которая находится в крайне уязвимой ситуации. 

-7

Третья фигура, вызывающая у меня абсолютный трепет - мать Джоджо,член тайного сопротивления, которая живет в колоссальном страхе, под крышей с нацистским фанатиком, укрывающая еврея, и знаете, это просто одинокая женщина с тяжелым грузом в душе. Скарлетт Йохансон в 2019 году поразительна и совершенна. Ей принадлежат два самых сильных монолога из тех, что дало нам кино в прошлом году, и ее образ матери просто божественен: это глубокая и нежная любовь к сыну, сильная позиция как женщины и как борца, отчаянное жизнелюбие через страх и уязвимость.

Отдельно я хочу сказать о герое Алфи Аллена, который как будто не на своем месте, пассивный и почти что лишний: он лишний и он важен. Он олицетворяет собой фигуру всех тех бывших детей, которых изнасиловал военный режим и идеология гитлерюгента, они - то самое потерянное поколение. Таким образом, образ Аллена противопоставляет себя образу Эльзы и является альтернативой будущему Джоджо.

 

 Повзаимственно https://vk.com/wall-184358508_47
Повзаимственно https://vk.com/wall-184358508_47

Технически фильм почти также хорош, как и в сюжетном и психологическом плане: красивые маленькие дома, пастельные тона картины, и ракурсы, как из детской книжки. Превосходные актеры, каждый полностью на своем месте, проживают свои роли, а не играют их. 

Вкупе с атмосферной музыкой фильм дает нам очень мягкий тон, который каждый раз не позволяет нам подготовиться к сценам, разбивающим сердце своей безжалостностью и это практически аналогия жизни Джоджо, и того, как ужасная реальность отвешивает ребенку пощечины, вырывает его из детства и идеологического рая. Поэтому эта картина - своего рода утешительное объятие для детей, искалеченных и изнасилованных ужасами военного времени, но еще это утешение детям, которые так или иначе разбиваются о необходимость приткнуться куда-то в огромном мире и найти свой, понятный угол, который их ранит. 

-9

"Кролик Джоджо" оказался куда более глубоким фильмом, чем я ожидала даже не смотря на глубокое доверие к Тайке Вайтити, и тема, которую он выбрал для своей картины, она не просто сложная, она опасная, для многих неприемлемая. И от этого это особенно интересный участник гонки за Оскар.Не думаю, что на Оскаре эта картина получит награды, но сам факт, что такие картины оказываются замечены столь спорной и важной кинопремией, это поворотный момент, когда трогается лед, и что-то меняется, и согласитесь, это интригует. 

Тем, кто не смотрел: не бойтесь этой картины, не бойтесь посмеяться и поплакать, она заденет ваши чувства самым нужным образом, просто доверьтесь ей.

-10

Пишите комментарии, если вам понравился обзор, а также "+" и "-" фильма! Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи!