Италия в эпоху национально-освободительного движения также имеет неофициальную историю, редко рассказываемую в школьных учебниках и, следовательно, мало знакомую даже самим итальянцам.
В действительности, если Гарибальди и удалось объединить Италию и итальянцев, то в том, несомненно, отчасти, есть и заслуга женщины, Графини ди Кастильоне.
Вирджиния Олдоини Рапаллини была женой графа ди Кастильоне и, в 1860-х годах, считалась самым красивым эскортом 19 века, будучи любовницей самых важных мужчин эпохи.
Друзья называли ее «Никия» (перен. теплое местечко).
Красивая, приятная в общении, элегантная, с изысканными манерами и утонченными познаниями в культуре. С такими талантами для неё открывались любые двери высшего общества.
Ей удалось убедить Наполеона III, французского императора, выступить против Австрии в пользу короля Пьемонта Витторио Эмануэле II и пьемонтцев.
Лучше любых дипломатических столов действовали «публичные отношения» прекрасной графини, которая предоставляла в распоряжение Наполеона III свою спальню.
Ей удалось убедить французского императора помочь Савойе стать королём Италии.
Французская армия объединилась с пьемонтской и вместе они нанесли военное поражение австрийцам, которые вынуждены были оставить практически всю северную Италию.
В 1861 году Гарибальди смог добиться освобождения южной Италии от иностранного господства и на встрече в Теане (Касерта, регион Кампаньа) передал официально новое королевство Италия в руки нового короля итальянцев: Витторио Имануила II.
Однако, вмешательство французов, несмотря на искусство убеждения красивой графини Кастильоне, было обусловлено также некоторыми тайными положениями.
Итальянцы должны были отказаться от Рима (в то время Папа находился под прямой защитой французов) и выбрать, в качестве первой столицы, другой итальянский город (выбор пал на Турин, который стал первой столицей Италии).
Кроме того, французы потребовали аннексии части итальянской территории: запросили Савойю (которая до этого момента дала начало потомству всех королей Пьемонта) и Ниццу (родной город Гарибальди).
Это был жест, имеющий символический характер, предупреждение для будущих итальянских граждан не бросать вызов власти Франции.
Когда Джузеппе Гарибальди узнал, как обстояли дела на самом деле, было уже слишком поздно и, несмотря на свои решительные и праведные протесты, не мог изменить идею нового короля Витторио Эмануила II.
Его мечта иметь объединённую Италию, наконец, осуществилась, но он должен был заплатить, как и его многочисленные друзья и знакомые, дорогую цену (его жена Анита умерла во время бесплодной попытки освободить Рим от французов и Папы).
Гарибальди, разочарованный интригами и политикой, стал жить уединённой жизнью на красивом острове Капрера (Сардиния), где и умер в 1882 году.
Прекрасная графиня ди Кастильоне, умерла в Париже несколькими годами позже, точнее 28 ноября 1899 года.
На следующий день после похорон секретная полиция вошла в её апартаменты и уничтожила все компрометирующие письма и документы, касающиеся королей, политиков, пап и банкиров: от Наполеона III до Бисмарка, Кавура, Пиа IX и Ротшильда.