Приветствую. Тут не будет долгого вступления, просто поставлю тебя перед фактом - Тебе нужно поиграть в НРИ. Начнем с азов. Что такое НРИ - аббревиатура от "Настольные Ролевые Игры". Что же это именно такое? Ну тут уже стоит зайти издалека...
Все мы знаем, а кто то даже любит, такой феномен, как настольные игры. Разного рода "манчкины", "крокодилы", "игры престолов" и прочая атрибутика, которую выгружают на прилавки профильных и не очень магазинов. Цель сих игр обычно проста - собрать вокруг себя вечером компанию друзей или иногда не очень знакомых между собой людей и дать им посоперничать, погоготать и просто насладится компанией друг друга. Цель хорошая. Меня всё устраивает, но "настолки" я на дух не переношу.
Так в чем же отличие НРИ от пресловутых "настолок", что же это за ролевой элемент то такой, что меняет смысл всего на корню и втягивает в себя все больше людей с каждым годом.
Ответ прост. Это история, где главным сюжетным лицом выступает Ваш персонаж, тот кем вы "играте", некое альтер-эго - герой, злодей или что то посередине. Кто угодно. Творящий, всё что вам заблагорассудится.
Он или она (или даже оно) это не Вы. Вы - контролер, автор всех решений, виновник любых несчастий, серый кардинал и внутренний голос этого персонажа, а так же соавтор какой то крупной истории или драматического романа.
НРИ это способ уйти от реальности и поучаствовать
в создании собственной истории.
НРИ это книга, которую вы пишите в команде.
Тут и в правду много общего с книгами, вот только роли основных героев отданы на откуп разным людям - игрокам, а основную историю, условия в которые попадают герои, а так же отыгрышь (об этом чуть позже) всех остальных персонажей, отдаются на откуп ведущему или мастеру игры.
Ведущий - сценарист и режиссер этого мира, он выдумывает ловушки, приключения, истории и окружающий мир. Нежданная машина с вооруженными наемниками по среди ночи выехавшая за героями в попытке помешать их деяниям, скрытая в листве яма, подготовленная гоблинами, армия паукообразных роботов и все с этим связанные приключения на совести ведущего - мастера игры. Его устами глаголит мир.
Но в чем же "игра", спросите Вы, если всё решено заранее одним человеком, и зачем же в этом мире "Мы". Тут то и начинается НРИ, где "И" - это Игра. А раз есть Игра, значит есть и свои правила.
Есть совершенно разные системы и сеттинги.
Хотите окружите себя Вампирами, хотите отправьтесь в Космос!
В чем сила, брат? Сила в Системе.
Что такое "Система"? Отойдем от научных формулировок данного понятия, но не слишком далеко. Система - это набор правил, по которым игроки играют, а ведущий им мешает их развлекает. Способ классифицировать и обозначить своего персонажа в мире, его взаимодействия с окружением и с другими игроками, личностный рост и многое другое. Но проще будет показать на примере.
Пример всему голова.
Для простоты возьмем одну из известнейших игровых систем World of Darkness (Мир тьмы) - и подробнее, ветку про вампиров - vampire the masquerade. Возьмем её и какого нибудь Колю, который пройдет весь путь понимания сути НРИ.
Замечу! Коля, не наш персонаж. Точнее то он наш персонаж - этой истории - но Коля будет иметь и своего персонажа в примере, не зная что сам таковым является для нас.
Так вот. Коля пришел к своему другу Мастеру, и выказал желание окунуться в мир вампирских интриг в вышеназванной системе. И Коля и Мастер знаю в какую систему они собираются играть. Они садятся за стол, с ними сидят еще пара незнакомых или знакомых Коле человек, каждый из которых достает листик формата А4 с разного рода данными о своих персонажах. Помимо имени, роста, веса и каких то заметок по внешности, эти листики содержат и условные игровые характеристики и параметры их игровых альтер-эго. Для каждой системы они будут свои, будут исчисляться своим методом и отражать основные игровые потребности и умения, надиктованные антуражем, динамикой той или иной системы, тех или иных правил.
Можно создать любого героя. Всегда интересно
наблюдать и участвовать в его жизни.
Но Коля играет в вампиров, на его листке записаны характеристики Силы, Ловкости, Хитрости, Интеллекта и др. по восьмибалльной шкале - это особенность системы. У его героя есть и отражение его физического состояния, хоть Колин персонаж и вампир, он может быть ранен, обожжен, подстрелен и данный параметр так же имеет место на этом листочке.
Чуть ниже располагаются навыки персонажа - умения его в тот или иной момент применить свои знания например огнестрельного оружия или знания компьютеров, а может какие то навыки соблазнителя (на листке называется "Экспрессией"), всё так же по восьмибалльной шкале.
Коля у нас парень не промах, имеет собственный небольшой бизнес, жену, двоих детей, да и вообще, Коле вот уже скоро стукнет 37, но он об этом не думает, сейчас для него суббота, и он хочет отойти от мира привычного и пожить иной жизнью в ином мире. Посему его персонаж есть Игорь - 25 летний безработный, слегка сумасшедший, обреченный искать пропитание в лице своих бывших собратьев, вампир.
Ведущий оглашает завязку всей истории. В какой манере он будет это делать, зависит только от него. Мастер говорит, что в городе где живет Игорь, местный вампирский Князь, погиб, убит стремящимся занять его место конкурентом, вот только новоявленный Владыка не желает нести за убийство по всей строгости вампирского закона и потому натравливает весь вампирский мир на несчастного Игоря и его двух друзей, вы же не забыли про двух других игроков. БОльшая часть удовольствия в НРИ это взаимодействие персонажей, отыгрываемая разными игроками. Кстати об отыгрыше...
Отыграй меня так, будто я Конпи-Клак!
Что же такое отыгрышь. В первую очередь хочется сказать, что мы все с вами не актеры, мы не заканчивали актерские курсы (по крайней мере большая часть из нас), мы не такие уж лицемеры в жизни, что бы с легкостью принимать на себя чужую личину. Тем не менее, отыгрышь, это попытка в игре показать эмоции чувства и стремления своего персонажа. Вы же еще помните, что Вы и ваш персонаж, это разные люди (или нелюди).
Вы - не ваш персонаж. Вы его серый кардинал - тот кто им управляет, решает за него. Но персонаж остается обособленным. Вы можете его любит или ненавидеть. Но только Вы знаете, как он поступит и как правильнее отразить то, что он или она чувствует.
Можно и нужно делать то, что ВЫ считаете нужным
для ВАШЕГО Героя. Не слушайте меня, играйте
как ВАМ хочется, Вы ГЕРОЙ или ЗЛОДЕЙ!
В этом ключе, я всегда советую своим игрокам не переносить мирские комплексы на своих героев. Не пытайтесь сделать идеального человека, которым мечтаете быть сами, это дозволено, но это не интересно. У каждого есть недостатки, так пусть и у вашего героя они будут так же. Пусть он будет алкоголиком, даже если вы не допускаете в свой рацион и капли спиртного. Пусть будет застенчивым, даже если вы мачо, пусть будет не обаятельной дурнушкой, даже если Вы неписанная красавица. Сотворите интересного героя. Интересный герой, это противоречивый герой, который возможно поступит не так как поступите Вы в экстренной ситуации. Придумайте ему историю, мотивацию... Эх... Это будет текст для следующих статей, а пока вернемся.. Но! Сначала заденем иную тему.
Если слишком сложно читать и изучать самим, просто
гляньте как играют другие и повторите. Всё просто!
Я слишком стар для этого дер...
НРИ, как и многое другое, появилось в США. Причем очень давно, году так в 1974-ом. Об истории мы поговорим в другой раз, но тут самое главное, что в США то выросло не одно поколение на этих играх. А к нам это явление дошло лишь после падения железного занавеса и то не сразу. Поправьте если я ошибусь.
Особенностью игр, является обычно довольно сложная система правил, прописанный игровой мир, в помощь мастеру, и высокая ориентированность игрового процесса на рассказ истории. Отчего детям подобные игры противопоказаны.
Конечно я утрирую, дети могут играть в НРИ, и по моему мнению это хороший способ развить ряд личностных качеств в ребенке, но тем не менее как раз таки не до конца сформировавшиеся очертания личности, могут вылиться в некую сублимацию собственных комплексов в рамки игры. Признаюсь, и зрелый человек этим грешен, но высокая ответственность и осознанность собственных действий, помогут сделать игру для всех игроков приятной, а получившуюся историю глубокой.
Так как же в это играть?!
Вернемся к нашему Коле. Ведущий сказал ему всю завязку. Описал, что он стоит посреди заброшенной улицы, у его ног лежит бездыханное тело только что "выпитой" жертвы, а три мужчины, появившиеся из тьмы подворотни, достают деревянные колья из складок своих черных плащей, готовясь к нападению. Они не игровые персонажи, их деяниями и словами руководит Мастер.
В этот момент Мастер задает вопрос Коле, что же он предпримет в этой ситуации, а точнее, что предпримет его бездомный протагонист.
Коля не дурак, он знает историю этого мира, знает что по повадкам - это скорее всего помощники "Шерифа", игрового аналога... шерифа, в вампирском мире. Это знает Коля, но Коля так же знает что его персонаж этой информацией не обладает, для него три незнакомца с явными намерениями напасть идут к нему. И вот в чем вопрос, а что же этот бездомный сделает? Тут уже решает сам игрок. Он может убежать, может попытаться договориться, может начать драться, или что то еще. Игрок должен сам понимать своё альтер-эго, его повадки, и не противоречить им. Наврятли герой в одной сцене нападет со злым аскалом на обидчиков, а в следующей подобной в страхе убежит, если конечно этому не будет соответствовать развитие его личности.
Поняли? Вооот. Ваш герой словно слез со страниц книги, он вписан в этот мир, Вы им управляете, но и сами себе ставите рамки, хотя иногда и Мастер или другие игроки могут несогласиться с вашими действиями и заставить переиграть или... Бросить кубики... На поле выходят они.
Бросай Форест... Бросай!
Любой кто прочитал текст до этого момента задаст вопрос, а что же мешает вездесущему Ведущему или Мастеру Игры, словно незримому божеству сваливать на головы своих игроков неразрешимые ситуации. И я вам отвечу, ничто. Но и его власть ограничена.
Когда Ваш персонаж что то делает, Вы можете (или должны по просьбе мастера или по правилам системы) бросить кубы.
Что же это за процесс? Как и в азартных играх, это передача решения об успешности вашего действия или степени его успешности, на волю случая.
В разных системах это делается по разному, но обычно - эти самые кубы, могут иметь не привычные нам 6, а все 8, 10, 12 или даже 20 граней, не говоря уже о 4х-гранных "кубах".
О том как эти самые кубы или дайсы (как их называют люди за бугром) выглядят и где их найти, вы прочитаете чуть ниже. А пока вернемся.
Коля решил, что его Игорь не станет убегать от этой опасности. Он решает бегло осмотреть свою последнюю жертву на предмет средств самообороны (какая ирония), на что Мастер выдает "Брось-ка Внимательность через Восприятие, со сложностью 7". Коля слышит условия и быстренько смотрит сколько кружочков у него закрашено напротив Внимательности и в Восприятии - 2 и 4 соответственно. Коля берет 6ть десятигранников, трясет в руках, молится и бросает на стол.
"Неплохо",- думает Коля. У него 2 успеха. Мастер кивает и обозначает что Игорь видит в одеждах трупа, рукоятку небольшого револьвера. Но между тем три темных силуэта с кольями в руках молча плывут в сторону протагониста. Они пока не видят угрозы в Игоре, и потому действуют спокойно и слажено. У Коли и его персонажа есть еще 1 ход - условная единица времени. В разных системах ход может иметь или не иметь четкие временные рамки, давать возможность сделать персонажу несколько действий или одно. Ход - это непосредственно действие вашего героя или неиграбельного персонажа. Почти каждое действие в ход, требует броска дайсов. Кстати о них
Кубы, дайсы, кости
В эти понятие вкладывают одно и тоже - многогранные изделия с нанесенными на них цифрами или иными символами, броски которых добавляют игровому процессу элемент случайности.
Дайсы бывают разные почти для каждая система использует свой набор кубов, но при этом в самой популярной НРИ - Dungeons & Dragons - используется и самый соответственно популярный набор кубов.
Для того что бы обозначать кубы, используется довольно распространенная схема - почти что формула. Пример которой представлен ниже:
2d4
Первая цифра означает количество кубиков, буковка "d" - dice - дайс (в русскоязычном сегменте часто встречается вместо забугорного "d" русская "к" - кость) последняя цифра обозначает количество граней на кубиках. Вышеприведенный пример означает - 2 кубика с 4мя гранями, соответственно получившаяся сумма чисел будет в диапазоне значений от 2х до 8ми.
Не понятно? Ну ничего, в наших "Вампирах" система совершенно другая, там используются d10 и только они.
В другой довольно интересной системе "Warhammer 40k roleplay" вообще используется только d10 и d% - что представляет собой тот же десятигранник, но цифры на нем соседствуют с нулем и выпавшие числа обозначают десятки. Пример на картинке снизу...
Не нужно иметь семь пядей во лбу, что бы понять, что если на одном кубе выпало "80", а на втором "3", то результат броска "83". Интереснее с сотней. Обычно 10-ть обозначается цифрой "0", соответственно "00" и "0" и символизируют "100-ню". Но это всё мелочи и нюансы! Их много и может Вам кажется что это сложно, но плюньте в лицо тем кто говорит, что это для задротов...
Я не "за-дрот", у меня было "фтопятсотрассэкс!"...
Каждый раз как кто-то говорит, что НРИ это для задротов, ботанов, и вообще неудачников - один богатый накачанный миллионер роняет слезинку.
Раньше и компьютеры, были только для "задротов", а теперь отсутствие навыков работы с оным, признак "недалекости", "провинциальности", "глупости" - иной раз.
С НРИ то же самое. Игры становятся популярнее, правила - проще, и дружелюбнее к новичкам. Люди вроде Вин Дизеля принимают участия в НРИ играх, а известнейший журнал Playboy, посвящает данному явлению целый раздел. НРИ становится модным, прогрессивным, развивающим! Не отстаньте от поезда...
Что то я устал...
Текста написано уже немало. Я устал. Продолжу в следующей части, если данный текст кому нибудь, да зайдет. А если у Вас есть, что сказать - милости прошу в комменты!
Чую набегут филологи, да психологи, да прочие одаренные... Да и Бог с ними!
Стоит ознакомится!
Если Вам вдруг стало интересно, то советую посмотреть канал ребят "Герои Метагейминга", по моему мнению самые "ламповые", натуральные и веселые записи игр в рунете. Ребята постоянно развиваются. И оставлю ссылку на ту серию, что меня пленила! Просто пленила! После неё я посмотрел все остальные и был в чудовищном восторге! Это соль НРИ.
У ребят много контента по разным системам и все интересные! В том числе по Вампирам вскоре начнутся игры!
Все любят Вампиров...
Продолжу в следующей части! Удачи!