Найти тему
Владимир Мочалов

Жизнь "на берегу" с судоводительским образованием

Наша жизнь меняется с каждым днём, и мы меняемся вместе с ней. Не согласны? Вспомните себя 10 лет назад, и теперь посмотрите кто вы сейчас. Это совершенно два разных человека. 10 лет назад у вас были другие планы на жизнь, другие представления о ней и другие взгляды на неё.

Кто-то 10 лет назад курил, а сейчас нет, кто-то был ярым трезвенником-язвенником, а сейчас без пузырька боярышника не увидишь. 10 лет - это много.

10 лет назад я впервые начал официально работать, это была первая практика на сухогрузе Волго-Дон 5070. Тогда у меня были планы на флотскую карьеру и в целом на флотскую жизнь. Но вот уже мое третье лето на берегу, и что же вообще пошло не так?

Сохранил и атлас и листы, которые рисовали на уроках лоции в 2008-09 гг
Сохранил и атлас и листы, которые рисовали на уроках лоции в 2008-09 гг

Вообще, тогда я впервые увидел танкеры Волга-Флот, которые были переделаны из сухогрузов Волжский, они мне так понравились, что я решил как-то попасть на них

Фото: Владислав Пономарёв
Фото: Владислав Пономарёв

Но так как на судно меня устроил техникум, было одно условие - я должен был отработать там навигацию, иначе у меня были бы проблемы с учёбой, которых я не хотел.

На следующий год я должен был идти в армию, поэтому Волжское пароходство меня мягко говоря развернуло со словами, мол приходи после. Поэтому 2011 год я отработал у местного частника на БТМе.

В 2013 году, весной я не решился экспериментировать и снова устроился на вознесенский Волго-Дон, но уже в качестве третьего помощника капитана. Однако проработал я там не долго, так как в июне нас поставили на зимовку, работы не было. Я приехал домой, а уезжать на пароход уже не захотелось.

Но некоторые стечения обстоятельств заставили меня пересмотреть мои планы и весной 2014 я снова стал искать себе судно для работы. И тут вспомнил про свои грёзы Волга-Флотом и поехал в Нижний Новгород, на Гордеевку, там раньше был офис компании ВФТанкер

13 июня 2014 года. Ярославль. Рейс Кстово-Рыбинск
13 июня 2014 года. Ярославль. Рейс Кстово-Рыбинск

Но так как я приехал туда 20 марта, понятное дело, что на танкерах все экипажи уже были укомплектованы. Я расстроился, но мне пообещали судно на будущий год, если я буду у них работать. Согласился, так как деваться было всё равно некуда.

Тогда компания строила новые река-море суда и даже обещала мне помочь с морскими документами и работать на них. Ну не сказка ли?

К слову сказать, в 2000х, когда компания владела всего лишь 9ю Волга-Флотами и кучкой небольших буксиров, действительно ходили слухи, что своих работников там поддерживали, продвигали. Туда с улицы попасть было просто не реально. Так говорили мои командиры с Волго-Донов

Я с довольной физиономией отработал ту навигацию, осенью пришёл в контору, поднял свой весенний вопрос о Волга-Флоте, на что мне ответили, мол, они работают в прибрежке и нужны морские документы, а чтобы их получить, нужен морской ценз, которого у тебя нет. Мы тебя отправим работать на танкер, который будет выходить в Ростов-на-Дону, а это уже считается морским портом.

Я согласился, и следующую навигацию отработал третьим помощником капитана на танкере Лама. Однако дальше Аксая мы не выходили, и соответственно никакого ценза не было, что снова заставило пересмотреть меня свои планы

Городец. В ожидании шлюзования. 28 июля 2014 года
Городец. В ожидании шлюзования. 28 июля 2014 года

Должен заметить, что компания оплачивала мне учёбу во ВГУВТе, а тогда мне нужно было учиться ещё 2 курса. Поэтому я решил не рыпаться, и доработал эти два года на том же буксире, мне там команда понравилась. Да и работали мы Волгограде на якоре, больно хорошо.

Интернет всегда доступен, в город захотел - пошёл. Но тогда я уже чётко понимал, что нужно присматривать себе что-то "береговое". На пароход идти больше не хотелось. Не те зарплаты, чтобы там сидеть всю жизнь.

В ожиданиях всё было легко, но с окончанием университета, в дверь постучалась реальность. Судоводительское образование на берегу "внезапно" оказалось никому не нужным.

Работу предлагали салоны связи, какие-то барыги очками (нужно было ездить по деревням - впаривать бабушкам очки). У меня были права, но работать на машине я вообще не хотел. Это всё было в Нижнем Новгороде в 2018 году.

Далее мне подвернулся момент вернуться домой, открылась вакансия товароведа в местной Пятёрочке. Но там работа оказалась настолько не благодарная, что меня хватило лишь на месяц, 2 недели из которых я отрабатывал при увольнении.

Но благо на тот момент времени меня уже ждали в другом месте, а это магазин бытовой техники, с должностью водитель - грузчик.

Хоть на машине я и не хотел работать - деваться снова было некуда. Да и ездить по своему колхозу - всё равно не по Нижнему.

Вот так и работаю здесь уже третий год. По деньгам я ничего не теряю (по сравнению с флотской зарплатой), ночью сплю, есть выходные.

Но останавливаться на достигнутом не собираюсь, есть планы куда двигаться дальше.

К чему всё это? Выбор профессии - довольно ответственная часть жизни, к которой нужно подходить с холодной головой и каким-никаким расчётом. Если вы приглядываете себе такую профессию, 100 раз подумайте и также прочитайте о том:

-где учиться;
-сколько там платят;
-что выбрать: сухогруз или танкер;
-нужно ли идти на пассажирский флот;
-как проходит жизнь на судне

И снова 100 раз подумайте.

Если это вас не переубедило, на канале есть и другие статьи и видео, посвященные речному флоту

Закат на Горьковскоом вдхр. 18 августа 2014 года
Закат на Горьковскоом вдхр. 18 августа 2014 года