Найти тему
маленькая хижина

25 любимых книг или я ввязалась во флешмоб. Посмотрим, что из этого выйдет.

Две недели назад меня весьма внезапно с головой окунули в книжный флешмоб. Суть была простой - 10 дней, 10 книг, 10 человек, которым ты передаёшь эстафету. Я передавать не стала, просто в течение десяти дней постила отрывок (один из любимых) из книги и прикрепляла картинку обложки книги.

И настолько всё это меня увлекло, что я решила более подробно поразмышлять на тему книг. В детстве я читала запоем, в юности тоже, читала и перечитывала, потом помаленьку читать перестала, не хватало времени. Время от времени читала что-то совсем новое, зачастую после просмотра какого-либо фильма. Муж мой читает долго: прочитал 15 страниц, и ему норм. А меня возмущает такой подход - да как можно добровольно себя остановить на самом интересном! Только читать начал - и уже всё, книжку закрыл. А сейчас так и вовсе перешёл на аудиокниги. Мне опять же - гадость несусветная. Вот читает человек книгу, а у меня она в голове не укладывается, потому что когда Я читаю книгу, в голове у меня МОЙ голос читает книгу, и воображение включается сразу, в общем, самый настоящий фильм. А тут - не пойми что.

Первую книгу, которую я хочу здесь описать, я прочитала в далёком детстве и с тех пор перечитала всего пару раз. При переезде книги эти конечно переехали вместе со мной, и где-то лежат, потому что книжного шкафа у нас толком нет. И я помнила только обложку.... Ни названия, ни автора....

Фото не моё, из яндекс.картинок, но у меня точно такая же!!!
Фото не моё, из яндекс.картинок, но у меня точно такая же!!!

Я несколько раз пыталась её найти, но помнила катастрофически мало... Сегодня нашла. Так вот. Скорее всего, площадке не понравится, что я много копирую, но а как по-другому, не переписывать же мне классику!

По названию даже и не скажешь, что книга о космосе, о том, как советский человек, фантаст, представляет наше космическое будущее... И пока комета Неовайз пролетает над гнездом кукушки, мимо нас, я читаю "За перевалом".

На мой взгляд, космос будущего представлен в книге весьма оригинально. От привычного нам человека люди будущего взяли практически всё только необходимое, а лишнее, на их взгляд убрали. Не стало имен и фамилий, были лишь индексовые имена, дающие полную картину о человеке.

– Ило, а какое у тебя прежде было имя, нормальное? Тот взглянул удивленно.
Профессор поправился:
– Я не так сказал, не нормальное… Конечно же, нынешнее индексовое, которое дает информацию о человеке, нормально и разумно. Ну… стихийное, которое родители дали. Тоже на «И»?
Старый биолог молча глядел перед собой: то ли вспоминал, то ли всматривался в дали своего прошлого.
– Совершенно верно, на «И», – улыбнулся он Берну своей простецкой улыбкой. – Иваном звали. А в детстве и вовсе Ванюшкой.

Очень запомнился момент с тем, как путешествовали дети. Один взрослый, наставник, и орава детей. Именно путешествовали, долгое время, учились, осознавали жизнь.

Само понятие «учитель для взрослых» им казалось невозможным: взрослых не учили, они сами учились в делах от умеющих и знающих. Да и малышам никто никогда ничего не вдалбливал. В республике Малышовке читать они выучились, читая («А я эти знаки уже умею прочесть!.. А я Гулливера прочитал!..»), как и плавать они выучились, купаясь, как и летать на биокрыльях, пользоваться автовагончиками и многим другим они выучились в игре, соперничестве, азартных попытках.
Педагогический принцип, сделавший Ило учителем, был прост: дети должны общаться с самыми интересными, бывалыми, значительными людьми. Не то важно, чему они научат, о чем расскажут, – важно прямое общение. То что эти люди-вершины с ними разговаривают, путешествуют, спят, едят, ходят, что они – просто люди, снимало массу запретов с психики детей, высвобождало в них глубинную интеллектуальную силу, возможность и самим в будущем творить значительные дела.
Учителей выбирали, как депутатов парламента, и авторитет они имели не меньший.
У Деда Ило не было особой методики воспитания. Просто – все обволакивающая, мудрая, несколько ироничная доброта; в атмосфере ее, под прищуром все понимающих глаз казалось неуместным хныкать, капризничать, обижаться и обижать. Бывало, что он и наказывал: когда выговором, а когда, не тратя слов, и шлепком; но и в этом случае он как бы удовлетворял созревшее у зарвавшегося, нашкодившего «орла» чувство вины.
Знания о жизни он предоставлял им черпать из жизни, только намечал информативные маршруты путешествий. Сам же преимущественно учил детей владению собой, своим телом – особенно свойству самозалечивания. Это замечательное качество, как понял Берн, генетически только приживалось в людях, по наследству переходила потенциальная возможность (подобно тому, как наследуется возможность говорить, а не знание языка); и если упустить время, детские годы – пиши пропало.

Самозалечивание, долгая жизнь, не бессмертие! а именно долгая жизнь, еда как способ терморегулирования организма (поел=согрелся), избавление от распрей и от недопонятости между расами и просто людьми (мир - общий, никаких границ, никаких тарифов за проезд), отсутствие товаро-денежной схемы, только принцип: взять можешь что угодно, но не забудь положить что-то от себя. Сферодатчики или ИРЦ, как замена телевидения, радиосвязи и Интернета: шар, множество шаров, даже в самом глухом лесу. Возможности поражают: расскажет и покажет любую запрашиваемую информацию, передаёт новости со всего мира, даже еду доставить посредством вертолётов может в любую точку земного шара! Биокрылья, позволяющие человеку летать... Да даже это будущее уже само по себе интересно! А ещё и путешествия в космосе...Сначала улетели к Проксиме и а-Центавра Первая звёздная экспедиция. Затем основали стационарный пояс Космосстрой, после высадились на Луну и заселили её. Ну и потом всё дальше и дальше, дальше....

Если подытожить, автору отлично удалось представить удачную версию будущего, где нет войн, катаклизмов, границ, и отрицательных человеческих эмоций, люди трудятся играя, дети учатся играя, каждый из 23 миллиардов жителей занят своим важным делом, и просто живёт, наслаждаясь. Сейчас мне воспринимается это как утопия... Владимир Савченко расписал все промежуточные моменты между Землёй ХХ-го века и настоящим, описанным в книге, удивительно слаженно, лично у меня почти не возникало вопросов, а почему он нафантазировал именно так, это же глупо?

(Интересно, какую книгу всё-таки взять для второго дня?)