Найти в Дзене
Ритейл Навигатор

О тренингах и заблуждениях

Все знают, как надо учить, лечить и воспитывать. Также все знают, что такое тренинг, но, правда, каждый подразумевает под этим понятием что-то своё. Есть тренинг спортивный, есть актёрский, есть тренинг «личностного роста». Сразу оговоримся, что речь пойдёт о бизнес-тренинге, как форме повышения профессионализма. Люди на протяжении своей жизни постоянно чему-то учатся: говорить, завязывать шнурки, кататься на велосипеде, правилам дорожного движения и многому другому. Что-то даётся легко, а что-то непросто. До многого мы «доходим» сами, методом проб и ошибок. Особенно хорошо усваивается то, о чём нам рассказали, показали, как надо делать, и что мы сами смогли повторить. В основе познания лежат сложные закономерности, о которых большинство людей даже не догадывается. Отсюда и проистекают ложные представления о тренинге. Дело в том, что дети и взрослые учатся по-разному. Взрослые только тогда воспринимают новые знания, когда считают эти знания однозначно полезными, когда знания согласуютс

Все знают, как надо учить, лечить и воспитывать. Также все знают, что такое тренинг, но, правда, каждый подразумевает под этим понятием что-то своё. Есть тренинг спортивный, есть актёрский, есть тренинг «личностного роста». Сразу оговоримся, что речь пойдёт о бизнес-тренинге, как форме повышения профессионализма.

Люди на протяжении своей жизни постоянно чему-то учатся: говорить, завязывать шнурки, кататься на велосипеде, правилам дорожного движения и многому другому. Что-то даётся легко, а что-то непросто. До многого мы «доходим» сами, методом проб и ошибок. Особенно хорошо усваивается то, о чём нам рассказали, показали, как надо делать, и что мы сами смогли повторить. В основе познания лежат сложные закономерности, о которых большинство людей даже не догадывается. Отсюда и проистекают ложные представления о тренинге.

Дело в том, что дети и взрослые учатся по-разному. Взрослые только тогда воспринимают новые знания, когда считают эти знания однозначно полезными, когда знания согласуются с прошлым опытом, когда они могут немедленно и комфортно опробовать знания на практике. Поэтому и эффективность обучения посредством лекций и вебинаров так низка – примерно 5%. Как говорил великий Ушинский, «передаётся мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Разоблачаем первое заблуждение о тренинге: вебинар – это не тренинг, а лекция.

Теперь разберёмся с таким методом, как наставничество. Многие также причисляют наставничество к тренингу. Это способ обучения посредством точного повторения учеником действий мастера-наставника. «Делай, как я: раз-два-три!» Так в цеховых сообществах обучали ремеслу. Ученик долгое время зеркально повторял действия мастера, перенимая не только полезные навыки, но и его ошибки. Замечание «так никто не делает» не раз подрезало крылья творчеству и прогрессу. Сегодня такой «цеховой подход» нередко используется в рамках внутрикорпоративного обучения. Этим путём создаётся «корпоративный стиль», но и им же - корпоративные ограничения. Разоблачаем второе заблуждение о тренинге: наставничество – тоже не тренинг, а вид инструктажа.

Что же такого особенного в тренинге? А это – исследование и анализ. Тренинг – это метод освоения знаний путём получения нового опыта в деловой игре. Тренинг сочетает в себе и лекцию, и наставничество, и эксперимент, и анализ. Ключевым фактором в тренинге является наличие «обратной связи». «Обратная связь» – это действия других участников тренинга, их мнения и эмоции в ответ на действия обучаемого. А задача хорошего тренера – создать оптимальные условия и управлять процессом научения. Важнейшей компетенцией профессионального тренера является умение проводить «разбор» результатов деловой игры и поведения участников. Именно в процессе «разбора» участники вовлекаются в самоанализ и приходят к нужным выводам. Есть древнее изречение, приписываемое разным известным людям: «Ничему нельзя научить, но всему можно научиться».

Так мы приходим к разоблачению третьего заблуждения, что тренинг может проводить любой человек. Да, может, но только после специальной подготовки. Когда освоит технологию тренинга. И при условии, что сам тренинг разработан методически грамотно.

Поэтому, если хотите, чтобы время и деньги, вложенные в тренинг, принесли желаемый эффект, обращайтесь исключительно к профессионалам, а ещё лучше – к увлечённым людям, которые сделали профессию тренера делом своей жизни.

-2