Между двумя океанами находится маленький туристический оазис. Мало кто не слышал про остров с другой стороны Земли. А между тем, Бали является культурным центром целого региона и уже несколько столетий притягивает к себе представителей разных художественных направлений.
Это не удивительно, если посмотреть на культурное насыщение острова, которое больше похоже на жгучую смесь: это индуистское общество, которое является частью очень крупной мусульманской страны. Отовсюду торчат корни буддизма и древних языческих верований с жертвоприношениями и ритуальными танцами. Ко всему этому еще добавьте тот факт, что Бали – это один из крупнейших туристических центров мира.
Искусство в Индонезии изначально носило исключительно религиозный характер. Индуистские и буддистские скульптуры VII века изображали в основном бытовые сцены. Множество подобных произведений сохранилось в барельефах древнейшего храмового комплекса Боробудур.
Культурное вторжение стран Европы началось началась еще в конце XVI века вместе с прибытием португальских мореходов, а через две сотни лет под влиянием уже голландских колонизаторов в стране начинает зарождаться собственная национальная школа живописи.
Ее основал автор эпических полотен Раден Салех, живший в XIX веке. Он получил художественное образование в Нидерландах, поэтому в его картинах ощущается сильное влияние европейского романтизма.
В Европе он учился живописи у Корнелиса Круземана и Андреаса Схелфхаута. Являясь первым художником мирового уровня родом из Нидерландской Ост-индии, он даже несколько раз приглашался ко дворам европейских монархов для написания их портретов. В путешествии по Европе он учился приемам ландшафтной живописи, а впоследствии стал ведущим анималистом в Европе, наблюдая за цирковыми животными.
В следующее столетие культура живописи Индонезии начала активно смешивать полученное европейское наследие с многообразной собственной культурной традицией. К началу XX века основным направлением в изобразительном искусстве становится национальное восхищение и патриотическое настроение.
Через пятьдесят лет, как ответная реакция, на первое место выходит деидеологизация и отрицание традиций. К середине прошлого столетия основным направлением стал кубизм и абстракционизм, в которых работали Ахмад Садали, Бут Мохтар, Бут Мохтар и др.
К XXI веку искусство в регионе вновь начало возвращаться к истокам. Национальная культура островов, вобрав в себя множество пройденных исторических стилей, опять обратила внимание к самобытности.
Точка соприкосновения более чем трех религий и множества национальностей и сейчас продолжает созидать свою уникальную природу и продолжать древнейшие художественные традиции, на которые стоит обратить внимание.
Автор: Игорь Паков