Найти тему
Финансовая газета

За угрозы при взыскании долгов штрафы могут дойти до полумиллиона рублей

Российское правительство решило ужесточить наказание лиц, применяющих к должникам угрозы. Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму, штрафы для таких горе-коллекторов будут увеличены до 500 тысяч рублей.

За угрозы при взыскании долгов штрафы могут дойти до полумиллиона рублей
За угрозы при взыскании долгов штрафы могут дойти до полумиллиона рублей

Стоит напомнить, что в соответствии с действующим законодательством при возврате просроченной задолженности не допускаются психологическое давление на должника, а также раскрытие его персональных данных. За противоправные действия предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере 100 тысяч рублей, а для юридических ‒ 200 тысяч.

Однако в новом законопроекте, размещенном в электронной базе данных нижней палаты парламента, штрафы за подобные действия для должностных лиц предполагаются от 20 тысяч рублей до 200 тысяч с возможной дисквалификацией на срок от шести месяцев до года, а для юридических ‒ от 50 тысяч рублей до 500 тысяч.

«Мы полностью поддерживаем необходимость установления административной ответственности при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности для всех без исключения кредиторов и лиц, действующих от их имени. Стоит отметить, что речь идет не только об угрозах, но и в принципе о нарушениях в отношении прав должников», ‒ пояснил «Финансовой газете» президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

Он убежден, что для построения эффективной защиты прав физических лиц на всех этапах такой деятельности требуются равные права, одинаковые обязанности и пропорциональная ответственность.

«Безусловно, кредитные организации необоснованно были исключены из перечня субъектов правонарушений, в то время как, исходя из практики применения законодательства и данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП), эти организации достаточно часто допускают нарушения прав и законных интересов физических лиц, являющихся должниками», ‒ уточняет господин Мехтиев.

Из истории вопроса

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) прописаны правовые основы деятельности и правила совершения действий по возврату просроченной задолженности. Согласно действующему закону не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени, связанные с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника, раскрытие о нем сведений, его долгах, публикация их в интернете.

Тем не менее, по данным ФССП России только за 2018 год в государственный орган поступило 22 тысячи обращений физических лиц, по которым составлено 1769 протоколов о привлечении к ответственности. В минувшем году количество обращений возросло до 28 390, а количество протоколов, дела по которым стали предметом рассмотрения соответствующих судебных органов, достигло почти 3100.

Как отмечает генеральный директор «Национальной службы взыскания» (НСВ) Роман Волосников, ФССП как надзорный орган оперативно реагирует на жалобы граждан и всесторонне защищает их интересы.

«Однако эта процедура работает только в отношении официальных коллекторских компаний, внесенных в реестр ФССП. Что же касается кредиторов, то они необоснованно исключены из перечня субъектов, в отношении которых могут следовать санкции в случае нарушения прав физических лиц. А подобные нарушения кредиторы допускают нередко. Мы, безусловно, за равные “правила игры” на рынке взыскания – как для коллекторов, так и для кредиторов в рамках работы с “просрочкой”», ‒ подчеркивает гендиректор НСВ.

Оценивая законопроект, внесенный правительством в Госдуму, Эльман Мехтиев обращает внимание на то, что документ наделит полномочиями Федеральную службу судебных приставов по рассмотрению таких административных дел.

«Однако на текущий момент мы не готовы согласиться с данным предложением до тех пор, пока не будет принят новый закон о взыскании, поскольку текущий содержит много противоречий и в нем отсутствуют определения базовых понятий и принципов. А это приводит к различному пониманию прав и обязанностей сторон. Итогом является различная практика применения положений закона на уровне судов, а также возрастание нагрузки на ФССП и суды», ‒ подчеркивает президент НАПКА.