Очень популярное деление. Но что стоит за этим делением на самом деле? Какие могут быть негативные последствия?
Определимся с терминологией. Технари — те, кто разбирается в математике, физике, люди с хорошо развитой логикой. Гуманитарии же разбираются в искусстве, литературе, творчестве.
Мы тут же упираемся в стену: такие разделения не работают.
- Куда, например, отнести программирование?
Техническое? Да, там безусловно нужна логика, но и необходимо творчество. Умение нестандартно подойти к задаче, придумать новый работающий код.
- А литература? Явно же гуманитарии!
Как бы не так. Любой литературовед подтвердит, что во время анализа текста нужно выстраивать причинно-следственные связи, сопоставлять кучу факторов, соотносить с другими произведениями. Делать нечто, очень похожее на доказательство теоремы. Получается, требуется быть "технарём".
И так со многими дисциплинами. Получается, что мы не можем даже определить эти термины. Хоть сколько-нибудь навести рамку. Это приводит к тому, что такими терминами легко спекулировать. Что мы и наблюдаем повсеместно.
Нейропластичность
Это такое свойство мозга видоизменяться под воздействием окружающей среды. Он регулярно перестраивается: образует новые нейронные связи, пути, пересобирает старые.
Классический пример - лондонские таксисты. Они ездят без навигаторов, в результате чего у них увеличивается (!) гиппокамп, отвечающий, в том числе, за ориентацию в пространстве. Это позволяет им держать в голове несколько тысяч улиц, их пересечения, нумерацию домов.
Возвращаемся к теме поста: «технарь» и «гуманитарий» — это не что-то врожденное. Это результат среды, в которой мы находимся. Наш мозг имеет все ресурсы для того, чтобы быть универсалом.
Мы очень любим примеры известных людей. Вот несколько:
- Эйнштейн играл на скрипке;
- Пётр 1 изучал черчение, но в то же время знал много языков;
- Ломоносов вообще все знал.
Член РАО, учёная Татьяна Черниговская предполагает, что именно такая разносторонность и помогла им стать великими.
Ну а как же получается: одним легче решать задачки, а другим - рисовать натюрморты?
Действительно, наши мозги не одинаковы. У каждого есть врождённая предрасположенность к чему-то. Но это не приговор. Гораздо сильнее на результат влияют:
- Среда, в которой мы находимся
Моцарт уже в 6 лет написал свою композицию. Но у него была среда! Его отец был ведущим европейским музыкальным педагогом. Это сильно повлияло на будущее развитие мальчика
- Правило "10000 часов"
Количество часов, проведённых за каким-то одним занятием, напрямую коррелирует с успешностью в этом занятии. Скрипачи, которые за время обучения наиграли 10000 часов - потенциально становятся музыкантами мирового класса. Те, у кого на счету 4000 часов - в лучшем случае карьера школьных учителей музыки.
Почему такое разделение опасно?
Вот случай из моей практики:
Мама приводит сына учиться на курс развития памяти и говорит, что он технарь. Мол, вряд ли у него получится запоминать быстро иностранные слова, по английскому одни двойки. Сильно с него требовать не надо, лучше научите формулы запоминать - он технарь. После 3 занятий мальчик запоминает 100 слов в час. Что было бы, если бы я поверил? Мальчик бы всю жизнь думал, что ни на что не годится и изучение иностранных языков - не про него.
или
Женщина не верила, что сможет запомнить расположение всех стран Европы, потому что в школе по географии были тройки. Да и вообще она технарь, всю жизнь инженером проработала. У неё получилось выучить не только Европу, но и Азию.
Подытожим
Нет чёткого разделения дисциплин и профессий на "технические" и "гуманитарные". И там, и там используются похожие навыки.
Для тех и других мы используем мозг, а он не думает ни цифрами, ни буквами — ему всё равно.
Предрасположенность к чему бы то ни было обусловлена больше опытом и средой, нежели строением мозга. Поменяйте среду и привычки - поменяется и предрасположенность.
Не ограничивайте себя рамками — развивайтесь!
Скоро у меня проходит бесплатный мастер-класс по прокачке памяти. Регистрируйтесь по ссылке - всем буду рад!