Найти тему

О мировом дереве

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Начинала я о сказках здесь. Теперь же хочу сказать несколько слов о представлении древних людей о том, как устроен белый свет. Это представление потом перешло в сказки, и эти мотивы присутствуют во многих из них.

Практически каждый народ считал, что есть мировое дерево, вокруг которого и держится мироздание. У всех народов дерево было свое. Так, в Индии, и потом это распространилось на всех буддистов, было дерево Бо (ficus religiosa) Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у скандинавов. Черный кипарис был мировым древом Мексики. Пихта считалась священной в Египте.

Корни дерева уходили в землю и соединяли этот мир с подземным царством, где обитали предки. Ствол - это наш мир, ветви - мир высший. Те животные, которые могли рыть норы и уходить под землю, а потом выходить на землю, считались медиаторами или трикстерами. Они соединяют два мира. Именно поэтому в сказках часто присутствует мышь, лиса, в сказках других народов часто это кролик. Эти животные бывают и там и тут. Они могут помочь, а могут навредить. Поэтому с мышкой в сказке всегда надо дружить. И умные девочки, которые делятся в мышкой кашкой, потом побеждают - мышка потом помогает. Настенька в "Морозко" кормит мышку. Кстати, отвозят сиротинушку на погибель именно к дереву. Дружила с мышами и "Золушка". Другую сторону трикстера можно увидеть в сказках про Лису и Серого волка - как зло способна она шутить, так, что и без хвоста недолго остаться.

Вспомним и дуб с златой цепью у Пушкина. Он ведь именно поэтому солнце русской поэзии и наше все, потому что очень четко чувствовал фольклор русского народа.

Также о сказках можно почитать статью "О Курице, несущей золотые яйца"

#сказка фольклор филология