Часть 1. Милый сердцу любого паломника или просто путешественника Серпухов никто точно не знает, когда был заложен. А приблизительно в 1336-39 г. г., когда князь Иван Калита собирался навестить золотоордынского хана, и на душе у него при этом было смутно.
Потому как убийство русских князей в Орде в то время предприятием из ряда вон выходящим не было, и накануне поездки приходилось раздавать указания да составлять завещания.
Таким образом, Серпухов был отписан в удел младшему сыну князя, Андрею.
В 1374 году наследник Андрея приложил усилия, чтобы сделать город надёжным форпостом Московского княжества. На который тут же покусилось совершенно разнузданное монголо-татарское иго, но тут на подмогу родственнику решительно заявился Дмитрий Донской с дружиной, а также и князь Владимир Андреевич подоспел, и татар как-то попросту не пустили. Хотя и пришлось всё лето простоять на Оке.
Говорят, что при обустройстве Серпухова какого-то особого замысла не было. Опёрлись на каноны и традиционные общеобразовательные образцы, не мудрствуя лукавого, а эва как красиво получилось!
В то давнее время, видимо, из бюджета воровали не так масштабно, как сейчас, и руководствовались в своих действиях не только страстью к набиванию мошны, но и зовом душевным: князь Владимир Андреевич мечтал видеть Серпухов "городом добрым, многолюдным и процветающим".
А посему затеялось большое строительство с учётом ландшафтных особенностей и зоркого пространственного виденья.
Нужна была не только оборонительная крепость, но и монастырь в качестве "духовного очага".
Им стал Высоцкий монастырь, к которому ещё вернусь, а сейчас скажу только о Троицкой церкви, произведении 17 века.
Считается, что "звучание" её негромко, вид скромен, что явилось следствием не только того, что доход немногочисленного прихода был явно ниже прожиточного минимума, но ещё и какой-то особенной внутренней стыдливости и застенчивости.
"Застенчивость"- также и архитектурный термин, признак пейзажно- видовой природы русского зодчества и означает "застить", заслонять свет, загораживать вид. И тут не может быть ничего чрезмерного.
Поэтому зодчий уменьшает своё детище, заботясь об общем виде города.
К сожалению, не разбираюсь в четвериках и восьмириках, но колокольня примечательна.
В 19 веке увядающую Троицкую церковь не раз перестраивали и прибавляли приделами.
На сегодняшний день она не функционирует, но моё желание приблизиться было так велико, что по дождю вляпалась в грязь, о чём нет сожалений- чувство прекрасного и религиозного было насыщено.