Почему люди верят в таинственные и сверхъестественные явления, в существование потусторонних сущностей? Возможно ли, что эта вера истинна?
Основания и противоречия
Мы знаем, что многие убеждения ложны, потому что они противоречат другим подобным убеждениям. Когда людей просят оправдать свою веру в таких невидимых существ, они часто обращаются к двум вещам.
- Во-первых, к свидетельствам: к сообщениям о наблюдениях, чудесных событиях, предположительно вызванных такими существами, и так далее.
- Во-вторых, многие будут также заявлять о субъективном чувстве присутствия: они "просто знают", что некая сущность находится в комнате с ними, или что у них есть ангел-хранитель, посредством какого-то дополнительного чувства — чувства духа.
Но если нет никаких оснований полагать, что такие явления существуют, то почему люди верят в них? Есть много научных теорий, посвящённых этому.
Невидимые агенты
Один из феноменов веры в сверхъестественное — это вера в «невидимых агентов». Первое из очевидных преимуществ «невидимых агентов» заключается в том, что они могут объяснить то, что в ином случае могло бы сбить с толку.
«Могу поклясться, что оставила ключи на столе, но они под диваном. Как это могло случиться?».
Например, если я верю в гремлинов — невидимых существ, живущих в моем доме, у которых есть желание причинить вред — тогда тайна немедленно решена. «Невидимые агенты» дают быстрые и удобные объяснения событиям, которые в противном случае могли бы показаться нам таинственными, и, поскольку этих существ можно умиротворить или задобрить, вера в них может создать иллюзию контроля в этом неопределенном и опасном мире.
Ученые, работающие в когнитивных науках, предложили объяснения этому факту: так называемую гипотезу гиперактивного обнаружения агента (HADD). Эта теория объясняет, почему шорох в кустах в темноте вызывает инстинктивную мысль: «там кто-то есть!».
Обнаружение агента — это склонность животных, а также людей, предполагать действенное вмешательство чувствующего или разумного агента в ситуациях, которые не обязательно связаны с ним.
Иными словами, человеку и животным свойственно приписывать действия неодушевлённым предметам; во враждебной окружающей среде такая реакция необходима для выживания. Если бы наш предок не предполагал наличие хищника при любом шорохе в кустах, его род имел бы мало шансов на продолжение.
Таким образом, одушевление предметов и явлений — это всего лишь приспосабливание, выработанное в эволюционной гонке наших предков. Отсюда и вера человека в невидимых человекоподобных существ.
Читайте также: Насколько надежными являются научные результаты?