Райффайзенбанк провел опрос среди россиян, которые в ближайшей перспективе планируют приобретение жилья. При этом 20% ростовчан в возрасте от 24 до 38 лет признались, что, покупая квартиру, рассчитывают на поддержку родителей… Нужно признать, что в целом поколение «миллениалов» в России достаточно инертное, а, может быть, чересчур прагматичное - предпочитают быстрый результат амбициозной цели. При этом, по данным социологов, именно эти люди более ориентированы на материальные блага, высокие зарплаты и собственный бизнес.
Но собственный бизнес начинают не многие (исключение – семейный бизнес), тормозом являются страхи, склонность откладывать на потом, перестраховываться, обусловленные информационным пространством прошлых лет (большой разрыв между бедными и богатыми, пик коррупции, бандитизм).
Времена поменялись, но установки из прошлого остались. От них сложно избавиться.
Как говорят некоторые мои знакомые: «Мы слишком мало зарабатываем, чтобы покупать дешевую одежду». Потому что покупаем на века, мало ли что. Эта вещь качественная, прослужит долго. А лучше я ее положу в ящик, пусть пока полежит, помаринуется, прежде чем я ее одену. Ато старое платье еще вполне себе. Потом достаем новое, а мода поменялась. Эмоции не те, удовольствия от жизни и от платья нет.
А меняться необходимо самим и быстрее. Но сложно же психологически…
Видимо поэтому все подсели на мотивационную литературу. Хотя, по большому счету, все тексты популярных мотиваторов об одном и том же. А нужно не только мотивироваться, но и действовать. Я не призываю не читать мотивационную литературу, я сама читаю, у меня тоже в башке есть постсоветские установки. Но в поисках волшебной таблетки многие забывают, что нужно не только читать и постить в соцсетях цитаты Кийосаки, набирая кредитов и эфемерного опыта, но и просто иногда оторвать свой зад от дивана. И не пересматривать очередной сезон пятой версии какого-н. известного американского сериала.
У меня есть знакомая, которая всю библиотеку мотивационной литературы прочитала, работая при этом администратором небольшого салона красоты. Причем, когда обсуждаешь с ней какую-то книгу, понимаешь, что каждый интерпретирует все так, как ему удобно. Так устроен наш мозг, который постоянно ищет оправдания нашим действиям.
К примеру, «Магия утра» у нее не работает, так как она «сова». Поэтому она встает в 9, пьет кофе до 12, потом сломя голову бежит на работу, потом дом-дела. «А когда заниматься спортом, своим бизнесом? Некогда же, рутина захватила». Просто мне интересно, как тогда такая «заядлая сова» нашла время, чтобы прочесть «Магию утра» и другие книги из всемирной библиотеки мотивационной литературы. И прочла же до конца, вроде не врет, мы с ней подробно книжку обсудили, пока мне делали массаж.
А ее начальнице всего 24. Она открыла свой салон в 21, причем у нее нет богатых родителей. Она просто заняла денег на обучение парикмахерским услугам, раскрутила свой Инстаграм, постепенно повышала свой уровень, потом начала брать учеников. Потому что действительно ее работы очень хорошие. Сейчас она зарабатывает не только на окрашивании волос, большая часть заработка - обучение, кроме того, другие мастера ей платят процент за право работать в ее салоне.
А у многих родителей «миллениалов» в свою очередь укоренились стойкие установки из дефицитного прошлого — «дать детям старт во взрослую жизнь», «выполнить родительский долг».
Причем именно на возрастную группу 24-38 лет у Раффайзенбанка приходится 70% ипотечного портфеля. И если за рубежом «миллениалы» предпочитают арендовать, у нас - покупать: наше детство и молодость родителей проходили в условиях дефицита, и собственное жилье является безусловной ценностью, признаком стабильности, того, что не отнимут.
Поэтому застройщики выстраивают коммуникации с покупателями, по большей части, в эмоциональной плоскости. Для большинства покупателей на первый план выходит даже не цена и не доходность, а будущая ценность района, инфраструктура, вид из окна. Много думаем о будущем.
Другое дело – поколение Z. Лично среди моих знакомых до 25 уже большинство рассчитывает только на свои силы и полностью на самообеспечении, даже когда речь идет о взятии ипотеки. Это еще молодые специалисты без большого опыта, но желающие рассчитывать только на собственные силы. Они не так много вкалывают, как привыкли 30-летние, но ставят очень конкретные профессиональные цели, то есть расходуют свой энергетический потенциал грамотно, не распыляясь. Они вполне могут догнать «игриков», не способных быстро адаптироваться, за ОЧЕНЬ быстрый срок. Правда, здесь есть оговорка. Важно, в каких условиях живут люди Z. На некоторых «зетов» очень сильно давят родители с «советскими установками». И здесь важно создать правильно окружение из энергичных, довольных жизнью, не обиженных молодых людей. Ибо обида – это страшный грех и непозволительная роскошь, за которую все расплачиваются очень дорого – зачастую здоровьем и собственным счастьем.
Если брать подростков, родившихся примерно после 2003 года, они, вообще, сильно другие. Они очень повлияют на трансформацию экономической системы России, в том числе рынок недвижимости. 70-75 % подростков, по данным социологов, стремятся создать собственный стартап или бизнес. Новая молодежь считает жизненный опыт родителей довольно бесполезным и мечтают превратить свои увлечения в источник стабильного дохода (данные ВЦИОМ). Она не так гонится за брендовыми вещами, не зависима от гламура, для нее важнее эмоции, впечатления, изменение мира в лучшую сторону, правдивость, «трушность», как говорят молодые. Современная молодежь не склонна откладывать лучшую жизнь «на потом», живя здесь и сейчас.
Эти люди не только будут склонны к аренде, но и к коливингу, который начинает набирать популярность за рубежом. Коливинг – это жилое пространство, в котором молодые живут и взаимодействуют. Обычно там есть удобные рабочие зоны и обеденные залы. Офис и дом находятся в одном месте, а вокруг - единомышленники, поэтому можно с головой уйти в проект и быстро прогрессировать. Кроме того, так легко удовлетворить потребность в общении с единомышленниками, остро возникающую при расцвете онлайн-сервисов.
Честно говоря, сейчас я с трудом представляю «зета», который сидит на кухне и выбирает квартиру в новостройке, планирующуюся к вводу в эксплуатацию через 2 года, рассуждая, что лет через 5 там будет новая дорога. Ну вот не верю!
Это не означает, что собственное жилье не будет востребовано совсем. Конечно, когда «зеты» будут обзаводиться семей, они будут покупать дома и квартиры, но часть спроса переместится в сторону арендных домов. Уже сейчас есть арендные проекты у Дом.РФ. Банк выкупает у застройщиков новостройки и сдает квартиры в долгосрочную аренду. Через 5-7 лет подобные проекты будут ярким трендом. Первые дома недавно заработали в Москве.