Найти тему

«Короткометражки бывают разные…»

Что такое Proof of concept, можно ли снять интересный фильм длиной в 1 минуту и как уместить полнометражную философскую концепцию в короткометражный фильм? 

Как доказать продюсерам, что именно тебе стоит доверить работу над интересной задумкой фильма? 

Зачастую, идея или даже уже написанный сценарий фильма может получить одобрение на питчинге или даже заинтересовать определенную компанию, но, опытные деятели индустрии не решаются доверить выделенный бюджет режиссеру-новичку. Но! Перспективному молодому режиссеру могут предложить снять Proof of concept, своеобразную «пробу пера» перед запуском производства полнометражного проекта. Proof of concept- это либо полноценная короткометражная история, являющаяся самостоятельным высказыванием, но снятая «по мотивам» полного метра (то есть, та же тематика и герои), либо это отдельный эпизод, взятый из написанного полного метра (чаще всего, это завязка истории), снятый режиссером для того, чтобы доказать свою способность достойно справиться с большим проектом. 

Такая практика активно практикуется в западной индустрии, в российском производстве эта тенденция лишь начинает обретать популярность. 

Примером, пожалуй, самого успешного Proof of concept можно назвать фильм «Skin/Кожа», режиссера Гая Наттива, который покорил сначала ряд мировых фестивалей, потом получил право на экранизацию полнометражной истории, что и было изначальной целью создателей, и, наконец, получил премию «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм. 

«Skin/Кожа» 
20 минут, драмаРежиссер - Guy Nattiv

Аннотация:
«Небольшой супермаркет, темнокожий покупатель улыбается 10-летнему белому мальчику. Из-за этой улыбки две банды начинают безжалостную войну.»

Кожа.км.jpg

В фильме поднимается проблема расизма, которая остается актуальной даже в 21 веке. История семьи, где отец - неофашист, рассказывает о том, что все в жизни возвращается бумерангом, насилие порождает насилие, а фанатичное следование какой-то идее неизбежно приводит к краху. 

Яркие персонажи, острый конфликт и шокирующие визуальные решения создают напряжение, удерживающее зрителя с первой до последней секунды.

В 2018 году на основе этого короткого метра был выпущен одноименный полнометражный фильм:

 «Skin/Кожа» Гая Наттива.В полном метре не просто поднимается проблема фанатизма, а в частности, неофашизма, но и вместе с главным героем зритель проходит путь «очищения» и расставляет жизненные приоритеты, переходя от идеи уничтожения к единению и миру. 

-2

Кожа.пм.jpg

Одну минуту… это фильм? 

Формат короткого метра отличается четкостью авторского высказывания и яркими визуальными ходами, ведь у режиссера есть всего несколько минут для того, чтобы поразить зрителя или заставить его задуматься. Зачастую, основой для короткометражки служит не характер героя и даже не захватывающий сюжет, а интересное монтажное решение, создающее визуальный обман. 

Так, в короткометражном фильме «Kiss/Поцелуй»использованы только крупные планы, то есть, зритель не видит обстановку, в которой находятся герои, а лишь их лица. Именно такое решение делает фильм интересным для зрителя, а финал - поражающим. 

«Kiss/Поцелуй»
1 минута, драма, Болгария

Режиссер - Toma Waszarow

Аннотация:
«Он смотрит на солнце. Она смотрит на него. Она страстно целует его в губы. Но…»

Философия в двух словах. 

«Шестизарядный/Six shooter» и «Футболка/Tričko»

Из 11 минут фильма «Футболка», 9 - диалог двух людей, казалось бы, что может быть более обыденным художественным решением? Однако, благодаря четко выстроенному ходу спора, авторам фильма удалось показать настоящий словесный поединок. Причем, расстановка сил, которая изначально кажется очевидной, меняется трижды в течении истории. Интересно, что художественно эти перестановки решены через перемены ракурса съемки, что в переводе с киноязыка традиционно считается признаком перемены настроения героев. Мирный диалог о бейсболе перерастает в спор о том, что есть вера, а тонкий сценарный твист в финале транслирует позицию автора этой истории: истинная вера - не во внешнем проявлении.

«Футболка/Tričko»
11 минут, драма, Словакия/СШАРежиссер: Hossein Martin Fazeli 

Аннотация: 
«Никогда не знаешь, к чему приведет треп о бейсболе в придорожной словацкой лавке, если у местного продавца-словака и заезжего покупателя будут разные представления о вере и терпимости. А всему виной — футболка продавца с богохульной цитатой из Ницше на груди…»

«Шестизарядный»- один из известнейших коротких метров в мире, обладатель премии «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм и одна из первых работ режиссера «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» - Мартина МакДона.

С первых минут фильм шокирует зрителя мрачной тематикой и сквозящим между строк цинизмом. Ощущение «сложности» просмотра будет сохраняться вплоть до финала фильма, а послевкусие будет скорее горьким, но, спустя 5 минут, вы порекомендуете друзьям посмотреть этот фильм. Возможно, именно дерзость, как сценарная, так и визуальная стала причиной такого большого резонанса этого фильма. 

«Шестизарядный» - жанровый хамелеон, так как его жанровое определение будет зависеть от зрительского восприятия. Кто-то увидит в этой истории драму, ведь она повествует о людях, которые потеряли своих близких, кто-то - комедию, ведь действия героев иногда до смешного абсурдны, а в матерных репликах главного антагониста нескончаемым потоком сквозит сарказм и насмешка даже над таким серьезным врагом как смерть. И наконец, «умный» зритель захочет увидеть в этой истории философскую притчу, отсылающую к библейской заповеди о том, что уныние и самоубийство - грехи, по своей тяжести, возможно, куда большие, чем преступление закона. 

«Шестизарядный/Six shooter»
26 минут, драма/комедия, Англия/ИрландияРежиссер - Martin McDonagh

Аннотация:
«День у мистера Доннели как-то не задался. В больнице сообщили, что утром умерла любимая жена, сосед в поезде оказался наглым малолетним матершинником, в вагоне-ресторане нахамили. Ну как тут не потерять веру в Бога?»

Короткометражное кино
0