Даррен Аронофски — режиссер очень талантливый, но его работы всегда вызывают много споров. Будь то депрессивный «Реквием по мечте» или сложный, не всем понятный «Фонтан». В Случае с «мамой!» постановщик превзошел сам себя. В 2017 году столько диаметрально противоположных отзывов не получала ни одна лента. Часть зрителей во все горло кричали, что фильм вышел ужасным, непонятным и вообще бредовым. Другая часть заявляла, что «мама!» гениальна.
Мы с вами попытаемся разобраться, кто из этих ребят прав, и заслуживает ли «мама!» нашего внимания в принципе?
Осторожно, дальше много-много спойлеров!
Сюжет и его религиозная трактовка
На самом деле, многих ввело в заблуждение короткое описание сюжета, поскольку из него вообще непонятно, о чем идет речь.
Мужчина и женщина живут в неком доме в глуши в абсолютном одиночестве. Однажды на их пороге появляется незнакомец, с приходом которого спокойная жизнь супругов начинает рушиться. Из такого описания понятно одно: что ничего непонятно. Фильм может быть и триллером, и ужастиком, и даже мелодрамой. Но на самом деле, «мама!» — это переосмысление Библии.
Теперь разбираемся пошагово. Мужчина в исполнении Хавьера Бардема — это Бог, создатель Дома (планеты Земля). Женщина, роль которой исполнила Дженнифер Лоуренс — это Мать-природа, которая чувствует с планетой огромную связь, сравнимую со связью матери и ребенка. Незнакомец в их доме — Адам, первый мужчина, созданный Богом. В самом начале фильма мы видим, что герой Бардема страдает от скуки и творческого кризиса. Именно поэтому он решает создать человека. Но Адам несчастлив, поскольку он одинок. В результате уже в следующем эпизоде мы видим странную сцену: незнакомец плачет на полу, его обнимает Бог. На боку к Адама есть рана, потому что Бог взял его ребро для создания Евы.
Вскоре в Доме появляется женщина, ее сыграла Мишель Пфайффер. Адам счастлив, и уже через несколько минут занимается сексом с Евой, свидетельницей чего становится хозяйка Дома. Это грехопадение, поэтому Адама и Еву выгоняют из Рая.
На какое-то время в доме воцаряется спокойствие, но вскоре семейство, созданное Богом возвращается. Оказывается, у Адама и Евы родились сыновья. Во время ссоры старшый брат убивает младшего — это прямая отсылка к Каину и Авелю.
На поминки по умершему приходит много незнакомцев, и все они ведут себя крайне грубо, разрушая все то, что Мать создавала годами. Это уже камень в наш с вами огород — так режиссер показывает, насколько разрушительно люди влияют на планету Земля. Когда незваных гостей все-таки удается выгнать, между Мужчиной и Женщиной возникает ссора. Ну, а мирятся они, как все влюбленные — занимаются сексом.
5 фильмов на вечер, которые вы наверняка не видели. Часть 2
Уже на следующее утро Женщина понимает, что беременна. Это так радует главного героя, что он садится за написание поэмы — Библии. Произведение персонажа Хавьера Бардема вдохновляет сотни, тысячи людей. Причем все они трактуют его по-своему. Ничего не напоминает? Это же идеальная иллюстрация всех религиозных столкновений, которые происходили в мире. Из-за поведения людей дом подвергается набегам и постепенно разрушается.
Мать же больше всего переживает за новорожденного сына. Угадайте с одной попытки, кем же является мальчик? Конечно же Иисусом Христом. Доказательство тому то, что Бог, желая удовлетворить своих последователей, отдает им мальчика, а те жестоко убивают младенца.
Объяснение концовки
В финале фильма героиня Дженнифер Лоуренс убегает от обезумевших людей в подвал, где располагается тайная комната. Там она устраивает пожар, в котором гибнут все кроме персонажа Бардема. Это самый настоящий апокалипсис, который устраивает мать-природа для надоевших людей.
Сама главная героиня получает страшные ожоги. В итоге Бардем интересуется, любит ли она его. Когда же женщина отвечает «да», он вырывает ее сердце и получает из него кристалл, такой же, какой мы видели в самом начале фильма. Благодаря этому камню Дом восстанавливается, но в роли Матери выступает уже другая женщина.
Фильм «Арахисовый сокол»: как реальная история парня с синдромом Дауна изменила жизни тысячи людей
Финал ленты — это переосмысление цикличности жизни. Для режиссера конец нашего мира — это начало другого. У Бога снова появляется возможность создать нечто идеальное, не подчиниться собственной алчности и сохранить свой Дом. Вот только вряд ли у него это получится. Судя по сюжету фильма и урокам истории, у человечества нет шансов на мир во всем мире.
Почему фильм «мама!» поделил общественность на два лагеря?
Как я и говорила выше, у фильма очень неоднозначная репутация. Причин на то несколько:
- Люди элементарно не поняли посыл, сюжет и все отсылки к Библии. Из-за этого повествование показалось им сумбурной кашей, в которой без подсказок блогеров и кинокритиков не разобраться;
- Тем же, кто понял, о чем идет речь, очень не понравились заигрывания с Библией. Давайте не будем забывать, что за эту книгу люди были готовы убивать во все времена. Только сейчас побоища перекочевали на киносайты, где каждого режиссера, рискнувшего затронуть ветхозаветные сюжеты, клеймят и называют последними словами;
- Масла в огонь подливала необычная манера съемки. В течение всего сюжета нам крупным планом показывали Дженнифер Лоуренс, что немного раздражало даже позитивно настроенную публику;
- Свою лепту внесла и сама Лоуренс. Поклонники привыкли видеть актрису в хайповых блокбастерах, но вместо привычного кино на вечер получили сложную драму, над которой нужно думать.
Лично для меня «мама!» стала одним из самых ярких впечатлений 2017 года. Это даже не фильм, а сплошная метафора, рассказанная очень необычным киноязыком. Но если вы найдете в себе силы понять эту самую метафору, в финале вас обязательно будет ждать катарсис.
Фото: кадры из фильма «мама!»