Правительство наконец-то внесло в Госдуму законопроект о хитром налоговом манёвре для IT-компаний, который 23 июня поручил сделать Всемилостивейший Государь всея Руси в ходе своего обращения к приболевшим от COVIDа подданым.
Согласно задумке властей, с 2021 года налог на прибыль для ITшников будет снижен с 20% до 3%, а также ставка страховых взносов для них уменьшена с 14% до 7,6%. Налоговая ставка будет снижена до 3% только в части, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет. В части, которая перечисляется в региональные бюджеты, ставка будет нулевой. Страховой взнос в совокупности составит 7,6%. Из них на обязательное пенсионное страхование — 6%, на обязательное соцстрахование — 1,5%, на обязательное медицинское страхование — 0,1%.
Этот манёвр интересен не столько IT-компаниям, которые уже заскулили про невыгодность изменений, сколько чиновникам. Ведь на поддержку российских производителей софта выделят 20 млрд руб. А значит, эти деньги нужно будет освоить. Осваивать государственные деньги это традиционный спорт русских бояр. Чем собственно и занимаются сейчас многие из них. Например, задержанный на прошлой неделе главный ITшник «Почты России».
Чем может быть выгоден манёвр для IT-контор. Главной строкой расходов для них являются расходов на команду, которые часто составляют до 60% от общих затрат. Так что почти двукратное сокращение страховых взносов существенно уменьшит их издержки. А почти семикратное снижение ставки налога на прибыль действительно может послужить одним из стимулов для того, чтобы IТ-компании чаще выбирали Россию в качестве своей налоговой резиденции. 3% – это, конечно, все еще выше, чем на излюбленном айтишниками Кипре (там 2,5%) или, например, в Белоруссии (там в ряде случаев вообще 0%).
В последние годы отрасль разработки софта как одна из ключевых частей IT-рынка в России стабильно росла на 10–15% в год. В 2019 год рост продаж ПО и услуг по его разработке составил около 20%, объем зарубежных продаж вырос на 15%, примерно до $11 млрд.
Но почему тогда ITшники воют о том, что им это не интересно.
В первую очередь представителей отрасли огорчает роль безмолвных баранов, которых пастухи затащили в какой-то непонятный манёвр. В идеале при принятии таких резких мер необходимо предварительное обсуждение с теми, кто трудится в этом бизнесе и как минимум значительная отсрочка для раскачки. Программёры же привычно оказались в идиотской ситуации, когда немотивированные, необъяснимые решения, прямо влияющие на экономику, принимаются без обсуждений и широких экспертных дискуссий, узким кругом авторитетных чиновников. Доводятся до общественности эти грандиозные замыслы как свершившийся факт. А если канал доведения - первое лицо из телевизора, с которым спорить вредно для свободы и кошелька, то нужно планировать свою деятельность из текущих условий.
Во-вторых, все эти преференции чиновники компенсируют за счет НДС. Ведь чтобы государство где-то снизило поборы и не подняло в другом месте это просто нонсенс. Так вот, выясняется, что бюджетные расходы на развитие отрасли компенсируют за счет отмены нулевого НДС на продажу исключительных прав на ПО. Это норма начнет действовать уже с января следующего года. Ожидается, что благодаря возврату НДС на продажу софта бюджет пополнится на 42 млрд рублей. Поэтому ПО станет дороже как минимум на 16%, а это печально.
Игроки отрасли говорят, что у них начнут расти обязательства по уплате НДС, а также возникать кассовые разрывы, притом, что экономическая ситуация и так тяжелая, получение субсидий за отечественный софт не гарантировано, а оформление и администрирование становится более сложным и долгим. И, если крупным разработчикам софта ещё хватит запаса прочности, то малый бизнес с низкой прибыльностью и большой закредитованностью вылетит в трубу. При этом неизбежно часть компаний обанкротятся, а часть уйдут в серую зону или другую юрисдикцию.
Выходом может стать оказание такими льготными компаниями финансовых услуг другим отраслям, например, многострадальным строителям, в частности услуг по транзиту денег на снятие в нал (например, через субподрядчиков-самозанятых), либо по «зашиву» НДС. Про строителей я сказал не зря. Те, кто следит за Сторис на моём канале в Инстаграм, наверняка обратили внимание на количество судебных дел по снятию у них вычетов и расходов. Это происходит из-за того, что строители имеют характерную особенность приплетать в качестве контрагента первого звена невнятного субподрядчика без материальных и трудовых ресурсов. А в данном случае подобной конторой будет выступать ITшная компания, разрабатывающая и модернизирующая ПО.
Вторым поводом поскулить является расхожее убеждение, что не все IT-компании смогут на льготы претендовать: критерий 90% выручки от собственных разработок никто не отменял. Однако, так говорят только те, кто никогда не работал с оптимизацией налогов для ITшных компаний. Поле деятельность здесь чрезвычайно широкое.
Например, при наличии у вас в штате сисадминов и программёров, вы выводите в отдельную структуру контору с ОКВЭДами в диапазоне 62-63, например, самым распространённым 62.01 «разработка ПО» и делаете из неё точку формирования прибыли с налогом на прибыль в 3% и возможностью «зашива» НДС. Эта компания, при правильном подборе комбинации договорных инструментов и налоговых режимов будет выполнять для вас функцию по выводу дивидендов, прибыли с основной конторы, регулирования суммы вычетов по НДС, а также выгона безнальных денег под генерацию нала на подрядчиков, работающих на УСН, патенте и самозанятых.
Обоснование деловой цели движения денежных средств между этими организациями и контролируемыми техническими компаниями начинается с вопроса: что продаём? Ответ на этот вопрос мы берём не с потолка, а из существующих ГОСТов. Например, самый главный ГОСТ для налогового планирования ITшных компаний ГОСТ 12207—99, который звучит как Государственный стандарт: «Процессы жизненного цикла программных средств». Эти части процесса и составят предмет договора с основной компанией, которые в свою очередь коррелируются с ОКВЭДами ITшной дочки.
С точки зрения идеально созданной системы, головная компания, стремящая снизить налогооблагаемую прибыль является пользователем некой автоматизированной системы (например, доработанной или модифицированной CRM-системы). С помощью ПО, работающего по заданию пользователя, последний взаимодействует с абонентской системой (внося регулярные платежи) и получает создаваемую ею рабочую среду. Пользователем является юрлицо, использующее систему либо сеть для решения стоящих перед ним задач. Самого пользователя можно охарактеризовать как абонента информационной сети. Учётная запись, разрешающая абоненту получать доступ к ресурсам, называется абонементом. С помощью количества подобных абонементов регулируется налогооблагаемая прибыль.
Звучит немного сложно. Поэтому я приведу пример.
У вас есть ООО на общем режиме, которое работает, используя 1C, CRM, складские программы, имеет сайт и занимается продвижением свое продукции посредством digital-маркетинга. Все эти функции вы выводите в отдельную организацию, туда же перебрасываете и профильный персонал. Далее, с этой организацией заключаем договор, либо несколько договоров в зависимости от стадии жизненного цикла ПО, которое для вас будет адаптировать, либо модифицировать, либо разрабатывать эта контора. За все стадии, от этапа разработки и создания до момента выпуска готового продукта взымается плата, которая по сути представляет собой прибыль вашей основной компании.
Только направляете вы её для обнала не на мутную контору, которую вам дали благодетели в лице сомнительных теневиков, а на IT-шную льготную ОООшку. Конечно, не забываем окружать всю конструкцию правильными документами, такими как техническое задание, выполненное по ГОСТу 34.601-90, технический проект и рабочая документация. По окончании создания продукта проводим приёмочные испытания, за которые также взимается плата. А уже потом составляем договор на обслуживание автоматизированной системы, усовершенствование, либо управление конфигурацией, либо обеспечение качества, то есть на что у вас хватит знаний и фантазии для регулярного вывода денег с основной компании.
В целом все стадии процесса работы над ПО, которые позволяют вам производить планирование затрат в основной компании и выводить прибыль на субъект с льготным налогообложением можно свести к 3-м основным процедурам:
- переработка — создание нового (производного) произведения на основе уже существующего;
- модификация (частный случай переработки) — любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой;
- адаптация — внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы.
По сути вы и так уже несёте все эти расходы, но не извлекаете из этого никакой пользы. А зачастую производите расчёты с подрядчиками, помогающими вам с IT через оплату наличкой. Для этого нужно предварительно купить её за безумные проценты. Например, все компании так или иначе производят доработку 1С под нужды своей бухгалтерии или складской программы, а также используют кучу ПО для формирования баз данных клиентов. Кто мешает вам сделать рядом отдельное ООО с льготами по налогу на прибыль и страховым взносам и заказать ему разработку автоматизированной системы. Кроме того, вы можете предоставлять услуги подобного ООО и коллегам по отрасли. Например, таким же строителям или торговцам.
Как показывает судебная практика, люди в мантиях благосклонны к подобным затратам и бьют налоговиков по носу за их чрезмерное рвение снять вычеты и доначислить прибыль.
Многие начнут писать возмущенные комменты про исключительные права обладателя, модифицируемого ПО. Отвечу так – равно как и сейчас при доработке вас не особо волнует мнение владельца 1С и вы заказываете мальчика-программиста, который допиливает для вашей бухгалтерии эту программу, так и переработка ПО без разрешения правообладателя влечёт лишь нарушение исключительных прав, однако никак не влияет на планирование налоговых платежей. Поэтому перечисленные выше стадии справедливы и для 1С и для АМО CRM, а также для переработки (модификации) или адаптации других программ.
Если ПО не уникальное, то есть не своё, а в виде общеизвестных продуктов, типа 1С, то рекомендую применять адаптацию, которая не создает нового произведения и не предполагает внесения существенных изменений. Поэтому закон разрешает проводить адаптацию без разрешения правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения. Этим способом удобно манипулировать в группе компаний.
Есть и еще куча способов сэкономить на схеме с ПО, например, на выплатах компенсаций работникам, разрабатывающим ПО. Но об этом я расскажу подробнее в рамках частных консультаций, с учётом особенностей вашего бизнеса.
По вопросам консультаций вы можете писать мне в почту, которая указана в описании канала.