Этот неоднозначный и странный фильм, оставивший многих в недоумении и восторге, скорее является арт-хаусом, чем ужасом в классическом понимании.
Жуткой является сама подача истории, специфическая операторская работа, гнетущее звуковое оформление и визуальный ряд, который никого не оставит равнодушным.
Сам режиссер Роберт Эггерс стремился к тому, чтобы фильм для зрителя был неоднозначным, запутанным, и чтобы несмотря на простую историю, каждый бы что-то увидел свое. При этом Роберт явно тяготеет к атмосфере периода Новой Англии, это также прослеживается в его ранней работе «Ведьма: Сказка Новой Англии» 2015 года.
Эггерс путешествовал по старым маякам перед съемками фильма и наткнулся на реальную историю 1801 года, произошедшую с валлийскими смотрителями маяка. Они остались отрезаны на маяке во время сильного шторма, старший погиб, а младший сошел с ума, обоих звали Томас.
Очень много теорий развилось вокруг Маяка, но некоторые вещи все-таки более очевидные, чем притянутые за уши смыслы.
Влияние творчества Говарда Лавкрафта
Весь фильм пронизан гнетущей атмосферой психологического лавкрафтовского ужаса, где героям предстоит надолго остаться в полной изоляции в окружении голых скал и синей бездны моря.
Лавкрафт описывал в своих романах людей, которые много времени проводили в море, начинали употреблять психотропные вещества, сходили с ума, после чего поклонялись морским божествам-чудовищам, принося в жертву других людей, взамен получая богатства и перерождение.
Также этим процессам всегда сопутствовали странные явления, где людям начинают сниться кошмары, преследовать видения, где приоткрывался иной мир, связанный с морскими чудовищами.
Также существует легенда, что на острове на маяке можно провести ритуал со светом и жертвоприношениями в определенное время и пробудить Ктулху.
Все эти явления присущи героям Маяка.
Томас Уэйк — старый смотритель маяка, который уже очень давно находится в таких условиях, почему-то не стремится покинуть остров и выглядит совершенно безумным, его бывший напарник погиб при загадочных обстоятельствах, якобы сошел с ума. При этом он с утра до вечера накачивается спиртным и испускает зловонные газы. Тут очень жирный намек на культиста, который охраняет маяк и который в конце фильма перерождается в морское чудовище.
Эфраим Уинслоу — молодой новоприбывший напарник с темным прошлым, с огромным чувством вины по этому поводу, стремящийся забыться и начать жизнь сначала. Но он выбрал не то место для этого, на маяке его преследуют кошмары, видения морских существ и старый смотритель, который всеми силами пытается подтолкнуть бедолагу в пучину безумия (либо принести его в жертву).
Символизм в Маяке
Если в Ведьме Эггерс стремился исследовать женское начало, то в Маяке мы можем увидеть символизм мужского начала, который выражен в борьбе за власть между старым морским волком и новоприбывшим молодым работником.
По словам самого Эггерса, оставляя двух мужчин в большом объекте фаллической формы, не надо ждать ничего хорошего.
При этом очевидный женский символ находится на вершине маяка, с которым старый смотритель производит акт любви каждую ночь и куда запрещает соваться молодому.
Режиссер рассказал о притягательном свете от действующей линзы Френеля на одном из посещенных старых маяков, о вихревых красивых волнах, испускаемых ею, и что на этот свет они могли смотреть всю ночь напролет. Именно такая линза показана в Маяке.
В конце в битве за власть никто из мужчин не побеждает, и это тоже определенный символ, пока идет борьба, ни о каком счастье и выживании речи быть не может.
Почему стоит смотреть
Великолепный нестандартный видеоряд с воссозданным окружением и костюмами исторической Англии, офигительная игра актеров, которая далась им очень нелегко и на которую хотя бы один раз стоит посмотреть.
Визуализированный лавкрафтовский ужас, воплощенный в агонии и психопатии главных героев, постепенно пожирающий их сознание, и сознание зрителя заодно.