Найти тему
Домашний турист

Селение Санаин в Армении

Продолжаем наше путешествие по Армении. Сегодня о достопримечательностях Санаина.

Легенды относят возникновение Санаина еще к IV веку, хотя до наших дней в качестве самой древней постройки дошла лишь церковь Аствацацин 951 года.

Ее построили беглые монахи, скрывавшиеся в горах от преследования царя. Этот памятник — последний вариант разработки купольного зала, сделанный на основе Мармашена.

Источник фото

Архитектор здесь не только максимально расширил подкупольное пространство, но и применил последнее по тому времени новшество — хораны (приделы) во всех четырех углах (в одном из них хранится высеченный из камня макет церкви).

Потом рядом с этим зданием возвели его увеличенную копию — Аменапркич (Всеспасителя), а образовавшееся между ними пространство перекрыли. Сводчатая галерея между двумя храмами получила название: Академия Григория Магистроса.

-2

Источник фото

Григорий Магистрос преподавал в Санаине математику, философию и риторику. Ученый-энциклопедист перевел в 1051 году на армянский язык «Элементы» («Начала») Эвклида, то есть почти на семьдесят лет раньше, чем был сделан латинский перевод с греческого оригинала.

Узкая галерея с рядами ниш служила, вероятно, учебным классом монастырской школы, где юные богословы постигали азы науки. Позднее, к 1063 году, в Санаи не появилось специальное помещение для библиотеки, окаймленное затем с южной стороны галереей.

Небольшой квадратный зал со сводчатым арочным перекрытием и массивными колоннами, богато украшенными резьбой, был увенчан куполом световым отверстием вверху.

В стенах библиотеки имелись своеобразные книжные полки — каменные Гиши. Вернемся, однако, к Аменапркичу.

-3

Источник фото

Аменапркич начала строить во второй половине X века царица Хосровануш, а заканчивали уже ее сыновья Кюрике и Смбат, скульптурные портреты которых украшают восточную стену.

Кстати, мы обратили внимание на то, что наружные фасады, как и в ранних постройках, выглядят здесь гладкими, монолитными. Плоские арки и декоративные полуколонки (как и в Звартноце) не нарушают глади стены.

Самые интересные сооружения в Санаине — гражданские, и библиотека — далеко не единственная среди них. В 1185 году перед Аменапркичем воздвигли большой притвор — полусветское, полуцерковное здание, на базах и капителях четырех колонн которого были помещены объемные украшения — львиные морды, кувшины, гранаты.

-4

Источник фото

Подобная декоративная обработка столбов — характерная черта нового гражданского стиля архитектуры. Внутри здания находится множество погребений, так как по традиции притвор сооружали с западной стороны, у входа в церковь, над самым почетным местом для захоронения умерших.

Историки отмечают, что вошедший в обиход термин «гавит» (двор церкви) впервые был употреблен именно в связи с созданием Аменапркичского притвора, ставшего своеобразной усыпальницей.

Таким образом, к концу XII века образовалось архитектурное ядро Санаинского ансамбля. По форме комплекс сооружений напоминал повернутую влево букву «Г».

-5

Источник фото

В незастроенный угол монастырского двора открывались двери малого храма, Академии Григория Магистроса и притвора Аменапркич.

Между тем в быстрорастущем феодальном хозяйстве помещений не хватало. Ведь по свидетельству историков здесь жили несколько сотен монахов, вместить которых в существующие монастырские здания было довольно трудно.

К тому же требовалось место и для общественных собраний. Словом, светские заботы монастырской братии вынуждали церковников заниматься гражданским строительством.

Поэтому вполне логично, что князь Ваче Вачутян решил перекрыть не занятый домами угол двора. Правда, от традиционной композиции архитектор отказался, иначе, возведя глухую стену, он затемнил бы все входы.

-6

Источник фото

Зодчий нашел оригинальное решение, заменив стену шестью легкими арками. В 1211 году был завершен еще один притвор. Он выглядел как открытый с фасада трехнефный зал с тремя парами столбов.

Если отойти от притвора к монастырской стене, то легко заметить оригинальную форму перекрытия, состоящего из трех сводов под двускатными крышами.

Фронтоны и арки фасада этого притвора резко отличаются от стен соседних зданий и служат центром западной стороны всего комплекса. Башнеобразная колокольня Санаина, возведенчая в XIII веке рядом с последним притвором, относится к числу ранних построек такого типа.

Трехъярусное сооружение с легкой ротондой на шести колонках, сверху напоминающее усыпальницу, возвышается над всеми остальными постройками.

-7

Источник фото

Однако по высоте выделяется не только колокольня, но и барабан большого храма, купола библиотеки, церкви Аствацацин и Аменапркичского притвора.

Акцентировав таким образом некоторые элементы ансамбля, зодчий добился уравновешенности всех частей внешне не связанной, асимметричной группы зданий, образовав единый комплекс.

В этом средневековом лабиринте узких переходов, тайников, темных келий и крутых лестниц вас поджидает много открытий — то прекрасный хачкар XIII века, то барельефы на фасаде колокольни, то необычная круглая церковка Григория или мавзолей спасаларов XII века, где погребены Захара Долгорукий, его отец и Дед.

-8

Источник фото

На юго-западной окраине села сохранился своеобразный водопровод-родник, в который собиралась вода из семи источников. Над ним раскинут каменный шатер со скамьями вдоль стен.

И даже ваше прощание с Санаином будет отмечено встречей с замечательным сооружением XIII века.

В Алаверди вы проедете по средневековому мосту, однопролетная арка которого имеет в длину 18 метров. Он перекинут через Дебед в неудобных топографических условиях, вместо правого устоя использована скала. Ступенчатый парапет украшен барельефами.