Найти тему
Народ Востока

Почему еврейские храмы называют синагогами?

Несмотря на то, что завоевание евреями Земли обетованной происходило под руководством одного командира, Иисуса Навина, чьи полномочия были подтверждены самим Моисеем, единого государства тут не сложилось и объединение страны случилось лишь столетиями позже.

Примерный облих Храма Соломона
Примерный облих Храма Соломона

Главным символом этого единства стал Иерусалимский храм, отстроенный самим царем Соломоном около трех тысяч лет назад. Считалось, что каждый еврей, без различия места, в котором он жил, должен проводить главные обряды своей религии именно здесь, ведь именно в Святая святых, самом дальнем помещении этого здания, первосвященнику являлся Господь, который объявлял свою волю израильскому народу.

В 586-м году до н.э. храм Соломона был разрушен войсками царя Навуходоносора, а большая часть евреев уведена в вавилонский плен. Но уже через несколько десятилетий покоривший весь Ближний Восток персидский царь Кир дал верующим свое благословление на строительство новой святыни, и даже деньжат подкинул.

Второй храм был не хуже первого и почти так же свят, хотя многие важные артефакты иудейской религии были вавилонянами украдены. Он несколько раз реконструировался и служил израильтянам еще много столетий, вплоть до своего разрушения в 70-м году войсками римского полководца Тита, который в будущем станет императором.

-2

В еврейском понимании, храм у иудеев может быть только один, и он должен стоять только в Иерусалиме, в строго определенном месте, которое, как бы, в настоящее время занято мусульманской мечетью. Построить новый должен либо мессия, либо ангелы, а пока его не имеется, то и жертвоприношения делать не нужно. Но ни одна вера не обойдется без домов молитвы, а потому у иудеев они тоже в наличии. Каждый знает, что место, где проводится еврейское богослужение, традиционно называется синагогой.

Первые синагоги, по археологическим и письменным свидетельствам, появились в эпоху Второго храма, т.е., когда часть евреев уже была поселена вдали от своей изначальной родины и возносить молитвы во всеобщем месте возможностей не имела. Первоначально они не пользовались особым авторитетом и были своеобразной демократичной альтернативой Храму, посетить который мог далеко не каждый верующий.

Иерусалимская синагога в Праге - практически, под хохлому
Иерусалимская синагога в Праге - практически, под хохлому

Многие из них были построены, как обычные жилые здания и лишь впоследствии были преобразованы в дома собраний. Со временем их статус повышался – там проповедовали известные по Библии фарисеи, равно как и сам Иисус со своими апостолами. Одна из первых известных нам синагог была построена в городе Остия – морских воротах великого Рима.

Поскольку существование синагог не было предусмотрено в Пятикнижии Моисея, которое являлось основой иудейской религии, какого-то конкретного слова для здания, куда верующие собираются для молитвы, выработано не было. Его могли звать по-еврейски – микдаш меат, т.е., «малое святилище»; по-гречески – саббатейон, т.е. «субботний дом», по-латински – екклесия, т.е. «церковь». Но поскольку античный мир был, в основном, грекоязычным, со временем утвердилось эллинское слово синагога, которая достаточно банально переводится, как «собрание».

Впрочем, еще в средние века европейские евреи для обозначения места, куда они приходили молиться, использовали всеобщее западное слово схола, т.е. школа, которое именно это и означало. Оно вполне себе сохранилось в идише в форме «шул».

Синагога в итальянском Ливорно
Синагога в итальянском Ливорно

Тем не менее, в современном иудаизме общепринятым является другое название – бет-а-кнесет, т.е., «дом собраний», а внешнее, по сути, христианское имя, евреи используют для собственного удобства в общении с другими народами. Поскольку нигде нет предписаний, как синагога должна выглядеть, снаружи она может быть выстроена хоть в стиле барокко, но внутри традиционно повторяет все тот же Первый храм…