Найти тему

Я попал служить на военную кафедру института, и думал, что мне сильно повезло. Но, я ошибался

Фото Автора
Фото Автора
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Моя военная карьера складывалась вполне успешно. Уже пятый год я служил в должности помощника начальника управления ВОСО на железной дороге, в звании подполковника. Хотелось чего-то нового. В 1989 году мне предложили перейти на преподавательскую работу, на военную кафедру УЭМИИТа. Ту кафедру, которую я закончил, и учёба на которой, стала началом моей военной карьеры.

Это было интересное предложение, с точки зрения нового, для меня, характера службы, возможности применить свои знания и практический опыт, воспитывая и обучая будущих офицеров. Кроме того, должность начальника учебной части военной кафедры позволяла получить очередное воинское звание полковник, срок выслуги в звании подполковник вот-вот заканчивался. Я был вынужден учитывать, что по существующему Положению о прохождении службы, существовала такая норма: предельный возраст службы офицеров. Для подполковника, предельный возраст был установлен в 45 лет. Для получения военной пенсии, нужно было прослужить 25 лет. У меня эта арифметика не складывалась, я начал служить, после окончания института, в 23 года. Выслуги для пенсии в 45 лет, не хватало. Если получу звание полковника, можно служить до 50 лет и эта проблема отпадает.

Ещё один положительный фактор, для перехода на военную кафедру, возможность поучиться на трёхмесячных академических курсах подготовки преподавателей в Ленинграде. Я уже был в списке участников академических курсов, которые начинались 2 ноября 1989 года. Неудачным совпадением оказалось то, что, приказ о назначении меня на должность был датирован 1 ноября, вместо вступления в должность, я поехал в Ленинград на трёхмесячные академические курсы. И это сильно не понравилось начальнику кафедры.

Эти курсы мне очень помогли в становлении меня, как преподавателя. Я стал лучше понимать методики преподавания, изучил разные формы занятий, педагогические приёмы, стала более понятной психология взаимоотношений преподавателя и обучаемых.

Хорошие отношения с начальником кафедры не сложились с самого начала. Возраст начальника кафедры давно перевалил за установленный для полковника предельный срок службы, ему было 56 лет. При этом, он совершенно не собирался на заслуженный отдых. Наоборот, каждый год просил продлить ещё на год возможность служить.

У меня, как у начальника учебной части кафедры, учебная нагрузка была значительно меньше, чем у преподавателей кафедры и старших преподавателей. Это было чтение лекций, с чем я справлялся достаточно легко, учитывая диплом военной академии, академические курсы и восемнадцатилетний опыт службы на различных должностях. Сложнее оказалась подготовка документов к учебному году.

Специальная инструкция требовала, к началу учебного года, подготовить 40 планирующих документов. Большую часть, которых, должен был написать именно начальник учебной части военной кафедры. Причём, действительно необходимые для учебного процесса документы, дополнялись такими, практическую надобность которых я никак не мог уловить. Например, был такой документ: План привития студентам командирских навыков.

Часть документов мне помогали составлять начальники циклов кафедры, опытные преподаватели, которые отнеслись ко мне лучше, чем начальник кафедры. Им импонировало, что из этой большой работы, я перекладывал на них меньше третьей части, мой предшественник, на должности начальника учебной части, нагружал их более щедро, по сути, своей работой.

В феврале у меня подходил срок получения очередного воинского звания, а, начальник кафедры не писал сам представление и не поручал сделать это за него. Один из начальников цикла, звали его Валентин Иванович, полковник, был у нас на кафедре секретарём партийной организации. Вот к нему я и обратился с вопросом, что он, как партийный секретарь, думает о том, что офицеру совершенно незаслуженно задерживают присвоение очередного воинского звания. Валентин Иванович зашёл в кабинет к начальнику и выяснил, что начальник не собирается меня представлять, несмотря на отсутствие взысканий и истекающий срок.

Я пошёл к начальнику сам и предложил ему, если он считает, что есть основания, задержать мне присвоение очередного звания, поступить в соответствии с нормативными документами. Объявить мне, за что задерживается звание, на какой срок, заполнить специальный лист беседы, получить на нём мою подпись и отправить один экземпляр этого листа беседы в кадровые органы штаба военного округа. Он сказал, что не будет этого делать, просто не будет писать представление. Он назвал причину: «Мы ещё не видели, как вы служите».

Надо сказать, что, начальник меня сильно разозлил. Я не сдержался и ему нагрубил. Никаких оснований для задержки присвоения воинского звания нет. Я сказал ему, что он много на себя берёт, нарушая нормативные документы.

Я позвонил в отдел учебных заведений военного округа, обрисовал ситуацию. Мне сказали, что, звания сейчас задерживают, только, при наличии такого взыскания, как неполное служебное соответствие. Я начал думать, не написать ли мне жалобу на начальника кафедры (устав это допускает, при незаконных действиях начальника).

Меня отговорил, писать жалобу начальник службы ВОСО военного округа, пообещав решить вопрос через заместителя командующего округом, по вузам. Примерно через две недели, после этого разговора, начальник кафедры, как ни в чём не бывало, объявил на совещании, что есть мнение, что, начальнику учебной части пора присваивать очередное воинское звание. И мне говорит, чтобы я написал на себя представление, он подпишет. Полковником я стал в мае 1990 года (срок был в феврале).

Фото Автора.
Фото Автора.

Это было начало противостояния начальника учебной части и начальника военной кафедры, которое продолжалось два года.

Но это, уже совсем другая история.

На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.

До следующих встреч, мои внимательные читатели.

Если вам понравилось, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.