Найти тему

Можно ли дороги Москвы убрать под землю? Европейский опыт

Система тоннелей «Сёдра Лэнкен», являющаяся частью кольцевой автодороги, на карте южной части Стокгольма (выделена желтым цветом)
Система тоннелей «Сёдра Лэнкен», являющаяся частью кольцевой автодороги, на карте южной части Стокгольма (выделена желтым цветом)

Начиная с 1970-х годов во многих городах мира из-за нехватки места и экологических требований все шире и эффективнее используется подземное пространство. При этом приходится выкапывать глубокие котлованы в стесненных городских условиях.

К концу XX века центральная часть Стокгольма начала особенно сильно страдать от транспортных пробок. От аналогичных проблем сейчас сильно страдают многие города России, в первую очередь - Москва. Мы разобрались и поняли: аналогичные решения можно реализовать и в российской столице.

Поскольку в Швеции был принят закон о запрете строительства в городах автомагистралей вблизи жилых районов, то, чтобы уберечь жителей от шума и загрязнений, в 1997–2004 годах на юге Стокгольма была построена колоссальная система тоннелей «Сёдра Лэнкен» (Sodra Lanken, South Link, Southern Link – «Южная связка»), ставшая частью будущей кольцевой автодороги вокруг центра столицы. На тот момент это была самая длинная система городских автодорожных тоннелей в Европе (теперь на первых местах – городские тоннели Мадрида и Праги). Соответствующая часть кольцевой автодороги имеет общую длину 6 км, из которых 4,5 км проходят под землей (хотя общая длина встречных, технических и пр. тоннелей в системе достигает 16,6 км).

Строительство «Сёдра Лэнкен» велось в очень сложных стесненных городских условиях, обошлось примерно в 900 млн долларов США по курсу 2004 года и было оплачено государством и городским муниципалитетом.

Система тоннелей «Сёдра Лэнкен» строилась в стесненных городских условиях
Система тоннелей «Сёдра Лэнкен» строилась в стесненных городских условиях

Тоннели этой системы разъединяются, сливаются и пересекаются между собой. В самых широких местах они имеют по 4 полосы для движения в каждую сторону (то есть всего до 8 полос). Они имеют красивые порталы, оригинальный дизайн освещения, надежные системы вентиляции, противопожарной безопасности, эвакуации, контроля безопасности и пр. Максимально допустимая скорость движения в этих тоннелях – 70 км/ч, а максимальная разрешенная высота транспортного средства составляет 4,5 м. Проезд по ним является бесплатным.

Полузаконченная кольцевая автодорога вокруг центральной части Стокгольма на карте
Полузаконченная кольцевая автодорога вокруг центральной части Стокгольма на карте

В свое время система «Сёдра Лэнкен» значительно разгрузила автомобильное движение в Стокгольме, пропуская через себя более 60 тыс. транспортных средств в сутки, но на сегодняшний день, к сожалению, и она стала перегруженной, поэтому в часы пик некоторые въезды в тоннели иногда приходится временно закрывать.

При поддержке наших друзей из компании "НИП-Информатика" мы подготовили большую статью для проектировщиков и строителей о том, как эти тоннели строились и как велись геотехнические расчеты в программе PLAXIS. Если вам это интересно - читайте об этом здесь.