Начиная с 1970-х годов во многих городах мира из-за нехватки места и экологических требований все шире и эффективнее используется подземное пространство. При этом приходится выкапывать глубокие котлованы в стесненных городских условиях.
К концу XX века центральная часть Стокгольма начала особенно сильно страдать от транспортных пробок. От аналогичных проблем сейчас сильно страдают многие города России, в первую очередь - Москва. Мы разобрались и поняли: аналогичные решения можно реализовать и в российской столице.
Поскольку в Швеции был принят закон о запрете строительства в городах автомагистралей вблизи жилых районов, то, чтобы уберечь жителей от шума и загрязнений, в 1997–2004 годах на юге Стокгольма была построена колоссальная система тоннелей «Сёдра Лэнкен» (Sodra Lanken, South Link, Southern Link – «Южная связка»), ставшая частью будущей кольцевой автодороги вокруг центра столицы. На тот момент это была самая длинная система городских автодорожных тоннелей в Европе (теперь на первых местах – городские тоннели Мадрида и Праги). Соответствующая часть кольцевой автодороги имеет общую длину 6 км, из которых 4,5 км проходят под землей (хотя общая длина встречных, технических и пр. тоннелей в системе достигает 16,6 км).
Строительство «Сёдра Лэнкен» велось в очень сложных стесненных городских условиях, обошлось примерно в 900 млн долларов США по курсу 2004 года и было оплачено государством и городским муниципалитетом.
Тоннели этой системы разъединяются, сливаются и пересекаются между собой. В самых широких местах они имеют по 4 полосы для движения в каждую сторону (то есть всего до 8 полос). Они имеют красивые порталы, оригинальный дизайн освещения, надежные системы вентиляции, противопожарной безопасности, эвакуации, контроля безопасности и пр. Максимально допустимая скорость движения в этих тоннелях – 70 км/ч, а максимальная разрешенная высота транспортного средства составляет 4,5 м. Проезд по ним является бесплатным.
В свое время система «Сёдра Лэнкен» значительно разгрузила автомобильное движение в Стокгольме, пропуская через себя более 60 тыс. транспортных средств в сутки, но на сегодняшний день, к сожалению, и она стала перегруженной, поэтому в часы пик некоторые въезды в тоннели иногда приходится временно закрывать.
При поддержке наших друзей из компании "НИП-Информатика" мы подготовили большую статью для проектировщиков и строителей о том, как эти тоннели строились и как велись геотехнические расчеты в программе PLAXIS. Если вам это интересно - читайте об этом здесь.