Найти в Дзене
Игорь Горин

Как Франциск Гиз развязал религиозные войны

После кончины болезненного Франциска 2 Гизы на время лишились прежней власти. Екатерина Медичи заблаговременно подготовилась к смене короля. Были созваны Генеральные штаты. Гизы пытались надавить на них, но это им не удалось: многие депутаты, с целью ограничить влияние Гизов в пользу Бурбонов, заняли лояльную позицию по отношению к кальвинизму. Они предложили созывать штаты провинций каждые пять лет, а Генеральные штаты – каждые десять лет, что не очень понравилось центральной власти. Екатерина Медичи провозгласив отказ от политики гонений, проводимой Гизами, стала предпринимать шаги к примирению. Требования, выдвинутые тремя сословиями, отразились в Орлеанском ордонансе, выпущенном 31 января 1561 года. В нем отношения между гугенотами и папистами так и не были урегулированы, а борьба аристократии, далекой от народных нужд продолжилась с новой силой. Смерть короля лишила Гизов власти, но на политической арене они остались. Они выступили в качестве лидеров ортодоксальной политическо

После кончины болезненного Франциска 2 Гизы на время лишились прежней власти. Екатерина Медичи заблаговременно подготовилась к смене короля. Были созваны Генеральные штаты. Гизы пытались надавить на них, но это им не удалось: многие депутаты, с целью ограничить влияние Гизов в пользу Бурбонов, заняли лояльную позицию по отношению к кальвинизму. Они предложили созывать штаты провинций каждые пять лет, а Генеральные штаты – каждые десять лет, что не очень понравилось центральной власти. Екатерина Медичи провозгласив отказ от политики гонений, проводимой Гизами, стала предпринимать шаги к примирению.

Екатерина Медичи, королева-мать, регентша при малолетнем короле Карле 9
Екатерина Медичи, королева-мать, регентша при малолетнем короле Карле 9

Требования, выдвинутые тремя сословиями, отразились в Орлеанском ордонансе, выпущенном 31 января 1561 года. В нем отношения между гугенотами и папистами так и не были урегулированы, а борьба аристократии, далекой от народных нужд продолжилась с новой силой.

Заседание Генеральных штатов. Гравюра 16 века.
Заседание Генеральных штатов. Гравюра 16 века.

Смерть короля лишила Гизов власти, но на политической арене они остались. Они выступили в качестве лидеров ортодоксальной политической партии, способной оказывать сильное давление на правительство Екатерины. Впрочем, регентша сама не желала полного уничтожения сторонников Гизов: они были нужны ей в качестве противовеса гугенотам. Она заключила договор с Антуаном Бурбоном и назначила его главным королевским наместником.

Антуан Бурбон, король Наваррский, главный королевский наместник при малолетнем Карле 9
Антуан Бурбон, король Наваррский, главный королевский наместник при малолетнем Карле 9

Гизы, возмущаясь, объявили, что покидают двор, но королева не стала их удерживать. Вскоре они вернулись, опасаясь надолго оставлять двор без своего присутствия. Кроме того, они беспокоились, так как Генеральные штаты потребовали, чтобы все, обогатившиеся за счет государства во времена правления Генриха 2, вернули награбленное. Это могло относиться к фаворитам короля, занимавшим высочайшие посты при его правлении: Гизам, Монморанси, Диане де Пуатье и маршалу Сент-Андре. Екатерина Медичи, властью регентши могла исполнить это требование именно по отношению к ним.

Хотя между Гизами, Монморанси и Сент-Андре были существенные разногласия, они предпочли сблизиться. Все трое были военачальниками, людьми действия, и твердыми в католической вере. Они создали триумвират, поставив три цели: закрепить за собой право - как было во времена Генриха 2 - бороться с протестантской реформой; положить конец требованиям Генеральных штатов по возвращению незаконно присвоенного во время пребывания у власти; вести непримиримую борьбу против политики примирения с гугенотами, проводимой регентшей.

Франциск, герцог де Гиз
Франциск, герцог де Гиз
Коннетабль Франции, Анн де Монморанси
Коннетабль Франции, Анн де Монморанси
Жак д’Альбон, сеньор де Сент-Андре, маршал Франции
Жак д’Альбон, сеньор де Сент-Андре, маршал Франции

Екатерина, стремясь избежать гражданской войны, отголоски которой уже были слышны в Амбуазе, утвердила законы, разрешающие протестантам молиться за закрытыми дверями, и предоставляющие «свободу отправления культа вне городских стен и в частных усадьбах, не покидая их пределов». В Фонтенбло она позволила дочери короля Людовика 12 Рене Французской, теще Франциска Гиза, превратить свои апартаменты в место собраний и молитв.

Рене Французская, дочь Людовика 12, герцогиня Феррарская
Рене Французская, дочь Людовика 12, герцогиня Феррарская

В доме адмирала Колиньи проходили протестантские богослужения. Колиньи звал к себе всех, кто желал присутствовать на этих проповедях, будь то дворянин или простолюдин. Жанна д'Альбре приняла участие в большой религиозной процессии, насчитывавшей пятнадцать тысяч протестантов.

Жанна д’Альбре, королева Наваррская
Жанна д’Альбре, королева Наваррская

Гаспар де Колиньи
Гаспар де Колиньи

Летом 1561 года Антуан Бурбон из протестантизма перешел в католичество. Через месяц вернулся в лоно реформации, а еще через два месяца - вновь обратился в католичество. Все это время он вел праздную жизнь, вызывая негодование Кальвина. Отсутствие твердых принципов и моральная распущенность уронили его престиж. Реформаты сделали ставку на его брата Конде. Королева также смотрела с надеждой на Конде. Но на горизонте уже маячила первая гражданская война, толчком к которой послужило избиение гугенотов в Васси, произошедшее 1 марта 1562 года.

Людовик 1 де Бурбон, принц Конде, лидер гугенотов
Людовик 1 де Бурбон, принц Конде, лидер гугенотов

Это произошло недалеко от вотчины Гизов в Шампани, Жуанвиля. Солдаты герцога Гиза, решив разогнать проходившее в амбаре гугенотское собрание, стали оскорблять верующих. Реформаты агрессивно ответили. Аркебузиры герцога истребили протестантов, и вышли из стычки победителями. Было шестьдесят убитых и две сотни раненых. Как говорили протестанты, эта бойня была устроена по приказу Франциска де Гиза, которого сразу прозвали "палачом Васси". Герцог же впоследствии заявлял, что протестанты первыми напали на его эскорт, а он только оборонялся. Доподлинно это так и не установлено. Страшны были последствия избиения, вылившиеся в гражданскую войну.

Резня в Васси
Резня в Васси

Когда произошла бойня в Васси, Гизы возвращались из Эльзаса, где они встречались с могущественным князем Священной Римской империи, герцогом Вюртембергским, принадлежащим к кальвинистам. Здесь явно замешана большая политика. Похоже, Гизы хотели сыграть на противоречиях между лютеранами и кальвинистами. А, возможно, они думали, что лютеранское вероисповедание может стать для Франции своеобразным выходом. Содержание соглашений, заключенных между Гизами и герцогом Вюртембергским, так и осталось в тайне, но в дипломатическом плане Гизы явно готовились к конфликту.

Как ни странно, католики тоже были уверены, что Гиз намеренно истребил гугенотов. В Париже даже вывесили флаги и устроили герцогу триумф, словно он одержал величайшую победу. Коннетабль де Монморанси встретил Гиза, с эскортом в три тысячи вооруженных дворян. Купеческий прево предложил ему армию в двадцать тысяч человек с субсидией в два миллиона золотых экю, чтобы герцог принес мир в королевство. Гиз скромно улыбнулся и ответил, что этим должны заниматься регентша и король Наваррский, главный королевский наместник. А он, герцог де Гиз, «лишь, имея честь состоять их подданным, им повинуется».

Коннетабль Монморанси и маршал Сент-Андре присоединились к отряду Гиза, и триумвират в полном составе торжественно въехал в столицу, во главе нескольких тысяч дворян. В этот день Конде понял, что не быть ему никогда хозяином Парижа. Резня в Васси вызвала ответную и жестокую реакцию реформатов. Войска Колиньи и Монтгомери грабили церковь и уничтожили статуи. Золотые раки и дароносицы переплавлялись в слитки и монеты. Из колоколов отливали пушки. Обычным делом стало надругательство над могилами. В Орлеане гугеноты сожгли сердце Франциска 2. Могила Людовика 11 была разграблена в Клери, а в Вандоме - могила предков короля Наваррского - прямо на глазах у его жены, Жанны д'Альбре.

Габриэль 1 де Лорж, граф де Монтгомери, невольный убийца короля Генриха 2, гугенотский полководец, главный герой романа А. Дюма «Две Дианы»
Габриэль 1 де Лорж, граф де Монтгомери, невольный убийца короля Генриха 2, гугенотский полководец, главный герой романа А. Дюма «Две Дианы»

Вскоре Гиз осадил Орлеан, в котором укрылись протестанты. Именно там его смертельно ранил фанатик Польтро де Мере. Под пытками он признался, что выполнял приказа Колиньи.

Польтро де Мере стреляет в Франсуа  де Гиза
Польтро де Мере стреляет в Франсуа де Гиза

Екатерина возблагодарила Бога: наконец она избавилась от главного своего врага, могущественного вождя католической партии, герцога Гиза. Теперь оставалось разобраться с Колиньи. Но это было лишь делом времени.

Спасибо, что хватило терпения дочитать. Короче такая тема не получается.