Свою прогулку по Егерской слободе в Гатчине я закончила у гидротехнического сооружения на реке Колпанской, к которому меня вывела улица Комсомольцев-Подпольщиков.
Неподалеку от этого места река ныряет в тоннель и около полукилометра течет под землей по территории "Гатчинского опытного завода бумагоделательного оборудования".
Для того, чтобы увидеть старинное здание заводоуправления, построенное еще в начале прошлого века, сохранившиеся деревянные дачи Мариенбурга, поворачиваю в Береговой переулок и по узкому мостику перехожу на противоположный берег реки.
Мариенбург - исторический район Гатчины, возникший по воле Великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Получив в подарок от матери обширные гатчинские владения, он повелел построить на берегу реки Колпанки военную крепость и слободу. Основанное местечко назвал Мариенбургом - в честь любимой супруги Марии Федоровны.
Через пять дней после вступления на престол Павел I объявит Гатчинскую мызу городом, и Мариенбург станет одной из четырех городских частей. При Александре I он получил статус городского предместья, в котором селились придворные служащие, отставные военные, рабочие Гатчинского городового правления.
В 1858 году в Мариенбургской части была построена Егерская слобода, а неподалеку от нее в 1877-ом появилось старейшее гатчинское предприятие - медно-литейный завод, предшественник вышеупомянутого "Гатчинского опытного завода бумагоделательного оборудования".
Основатель завода, отставной генерал-майор артиллерии, ученый-металлург Александр Степанович Лавров в 1868 году изобрел рецепт фосфористой бронзы и, имея привилегию на отливку изделий из нее, выпускал в Гатчине детали для артиллерийский орудий.
Но в памяти народной завод А. С. Лаврова сохранился как производитель высококачественных церковных колоколов.
К колокольному производству на заводе подошли со свойственным его основателю научным подходом. В результате предприятию Лаврова удалось существенно увеличить прочность колоколов, сохранив их форму и звучание. Производитель был настолько уверен в качестве, что к каждому изделию прилагалось "ручательство в прочности" - сроком на 5 лет (для очень ценных больших колоколов - на 10). Если в течение этого "гарантийного срока" колокол лопался или давал трещину, повторная его отливка осуществлялась бесплатно.
Ручательство, которое я видела в Музее истории города Гатчины, подписано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Я знала Сергея Михайловича как талантливого фотографа, автора первых в России цветных фотографий.
Для меня стало открытием, что он хорошо разбирался в литейном деле, и, женившись на дочери Александра Степановича Лаврова, с 1890 года служил управляющим на заводе, а позднее - возглавлял "Товарищества Гатчинских колокольного, медеплавильного и сталелитейного заводов".
Сегодня о дореволюционном прошлом старейшего гатчинского предприятия напоминает здание заводоуправления на улице Рысева, построенное в начале XX века. В память об основателе завода на его фасаде была установлена мемориальная доска.
Соседствует с нею мемориальная доска Семену Григорьевичу Рошалю, "комиссару сводного отряда военных моряков Балтийского флота и революционных солдат, изгнавших из Гатчины белогвардейцев в ноябре 1917 года".
Рошаль стал первым комендантом Гатчины после прихода к власти большевиков. Его имя в советские годы носил не только медно-литейный завод Лаврова: в 1933 году Мариенбург переименовывали в поселок имени Рошаля.
Еще одна мемориальная доска на фасаде установлена в честь Михаила Михайловича Панкова, участника Великой Отечественной войны, обороны Ленинграда и прорыва блокады, полного кавалера Ордена Славы, который трудился на заводе с 1948 по 1981 год.
Обогнув современные заводские корпуса, вышла на улицу, носящую имя активного участника антифашистского подполья в Гатчине Игоря Рыбакова, погибшего в 1943 году. До революции эта улица на берегу реки Колпанки называлась Набережной и пользовалась популярностью у дачников.
История Мариенбурга как дачной местности началась в 1870-х годах после прокладки Балтийской железной дороги и появления регулярного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Гатчиной.
Из статьи гатчинского краеведа Андрея Вячеславовича Бурлакова узнала, что симпатичный дом с симметричными мансардами на улице Рыбакова, 27 был построен в 1900-е годы.
К сожалению, информации о сохранившихся деревянных домах не очень много.
Зачастую в справочниках, доступных простому обывателю, формулировки о годах постройки очень расплывчатые.
К примеру, о двухэтажном деревянном доме с оригинальными деревянными дугами на уровне мансарды написано коротко: "построен до 1917 года".
С 1931 по 1935 год в нем жил советский писатель и журналист, лауреат Государственной премии Всеволод Анисимович Кочетов, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде.
Парадной магистралью дачного Мариенбурга была Зверинская улица (сегодня улица Воскова), идущая вдоль линии железной дороги. А ее украшением до сих пор является "дом с башней" на улице Воскова, 40, известный также как "Дача Грачева".
Владимир Викторович Грачев - инженер Министерства путей сообщения, действительный статский советник приобрел участок на Зверинской улице, и в 1892 году начал на нем строительство дачного дома для сдачи внаем. Архитектор, построивший для Грачева нарядный терем с башней, неизвестен, но известно, что дачный сезон 1904 года в этом доме провели Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
После революции дача была национализирована, здание передали Народному дому - культурно-просветительскому заведению для молодежи. После войны в нем расположились коммунальные квартиры. Сейчас первый этаж занимает магазин "Садовод".
Очаровательная деревянная постройка с резными украшениями, стоящая напротив дачи Грачева, - сохранившиеся здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Петра Станиславовича Купинского в 1879 году.
Как пишет краевед Андрей Вячеславович Бурлаков, инициаторами и спонсорами постройки железнодорожной платформы стали "мариенбургские обыватели", которые "обратились в Министерство путей сообщения с прошением".
С платформы и сегодня можно доехать до Балтийского вокзала в Петербурге, но у меня были другие планы. Прогулявшись еще раз по улице Воскова, я добралась до Черных ворот Гатчинского парка и отправилась на Дворцовую Ферму.
Всем интересующимся историей Гатчины рекомендую материалы краеведов Андрея Вячеславовича Бурлакова, Владислава Аркадьевича Кислова, Сергея Леонидовича Сковпнева.