Найти тему
Cinemusics

Ханья Янагихара - Люди среди деревьев

Некоторым сложно разговаривать с детьми, но я никогда не испытывал никаких затруднений. Достаточно лишь представить, что это какое-то разумное сельскохозяйственное животное: свинья, например, или лошадь. Вообще говоря, перспектива разговора с лошадью должна пугать гораздо сильнее, потому что лошади часто бывают весьма сообразительны и глубоко презирают тех, кого считают не заслуживающими внимания.

Ханья Янагихара в двух своих романах обращается к природе насилия. "Люди среди деревьев" дают слово насильнику, "Маленькая жизнь" - жертве насилия. Пожалуй, её дебютный роман мне понравился больше, поскольку основан на реальной истории и поднимает несколько важных проблем.

Коротко о сюжете. 71-летнего доктора Абрахама Нортона Перина, ученого-иммунолога с мировым именем, лауреата Нобелевской премии, суд приговаривает к тюремному заключению по обвинению в изнасиловании несовершеннолетнего. Многие не верят в виновность прославленного доктора. Читатель погружается в воспоминания Перины. Детство, студенческие годы, научные эксперименты и первые открытия. А затем – жизнь среди аборигенов на одном из самых далеких и загадочных микронезийских островов. Племя, которое изучает Перина, обладает секретом долголетия, а возможно, и вечной жизни...

Теперь перейдём к проблемам, о которых можно поразмышлять:
1) негативное влияние западной цивилизации на изолированные ранее общества. При этом что-то становится в их жизни лучше, конечно, но определяющим является насилие: мнение местных жителей не играет никакого значения, если на островах нашли волшебную черепаху или, скажем, золото. Мне лично печальнее всего было читать страницы, посвящённые стремительной вестернизации, уничтожившей размеренную жизнь местного народа. Вообще этнологическая часть повествования - один из лучших моментов в книге.
2) эгоизм и самооправдание. Чем больше узнаёшь людей, тем меньше хочется с ними общаться. Редко встречаются те, кто способен нормально воспринимать критику. Главный герой не сомневается в логике своих поступков, не считает себя виновным и спокойно пишет о том, что даже защищающий его друг сначала исключает из воспоминаний при редактировании. Недавний процесс Кокорина и Мамаева демонстрирует то же: оба футболиста во всех своих показаниях проводят одну мысль: мы извинились, готовы компенсировать ущерб, нас не за что держать в тюрьме, а раз держат - уже мы являемся пострадавшими, а не те, кого мы избили. Нортон Перина не думает о будущем местных жителей, не думает о счастье детей. Он думает о своих исследованиях и славе, он пытается за счёт этих детей сделать счастливым себя.
3) самое любопытное - всегда найдутся те, кто будет оправдывать преступника (он на самом деле любил этих детей, он сделал их жизнь лучше, они бы умерли без него в джунглях и т.п.).
4) жестокие и ужасные для западного человека обряды первобытных племён. Если у нас запрещено насиловать 10-летних мальчиков, а в каком-то племени это насилие осуществляется с разрешения и под присмотром родителей, и сам мальчик вроде как не возражает - можем ли мы вмешиваться? Является ли это преступлением?
5) проблема воспитания в любой семье. Чужая душа - потёмки. И каждая семья - это отдельный организм. О каких-то вопиющих случаях может стать известно, ребёнок может что-то рассказать. А может и не рассказать, что его бьют, насилуют или издеваются. Он может не знать, что бывает иначе, думать, что это нормально, что так проявляется любовь, ибо
та чистая любовь, в которой мало кто из нас готов признаться, - это сложная, темная, насильственная стихия, договор, который невозможно заключать с лёгким сердцем.

P.S. Оставлю за скобками историю с невероятным долголетием (пока фантастика), хотя это тоже интересный сюжет - всегда приходится платить: ты можешь жить дольше, но при этом неизбежны болезни и угасание ума. Стоит ли оно того? Хорошо, если тебе не приходится выбирать. А если перед тобой лежит мясо чудесной черепахи, которое даст тебе дополнительные 300 лет, но со временем отнимет разум?