Профессор ВШЭ Гасан Гусейнов, кажется, решил найти свою нишу в скандалах и конфликтах в медийном пространстве. В этот раз ученый дал свою оценку событиям в театре на Дубровке.
События Первой и Второй чеченских войн до сих пор отдают болью в сердцах русских, поскольку были весьма кровопролитными. Многие семьи лишились отцов, братьев, друзей. И, казалось бы, сейчас, когда мир и без того находится во взрывоопасном состоянии, последнее, чего ждут от ученых мужей - высказывание двусмысленных фраз, которые наносят серьезный моральный удар по оставшимися вдовами женщин, отцов и матерей, потерявших своих детей.
И здесь на политической арене появляется Гасан Гусейнов. Профессор ВШЭ, которому, по всей видимости, не хватает славы и известности. Этот, с позволения сказать, ученый муж, на своей странице в соцсети написал, что "теракт на Дубровке «национально-освободительной борьбой» чеченского народа". Его слова не остались незамеченными представителями патриотической общественности, которые хорошо понимают и представляют, насколько страшными и кровавыми были те дни.
А что же прямые руководители скандального профессора, который решил порассуждать на тему национально освободительных движений? Оно решило провести проверку высказываний Гусейнова, поскольку "считает неприемлемым использование каких-либо исторических событий в попытках оправдания причин террористических актов". Интересно было бы посмотреть результаты этой проверки, какие выводы будут сделаны и будет ли наложено какое-то наказание на профессора Гусейнова.
А сам профессор Гусейнов, почувствов, что запахло жаренным, решил дать объяснение своим словам. По словам Гусейнова, он не испытывает к террористам ни малейшей симпатии.
«Есть национально-освободительное движение, с ним всегда сопряжен террор – ни к тому, ни к другому у меня никакой симпатии нет. Гуманитарные науки изучают явления, и называют эти явления своими именами. Говорить, что они пропагандируют эти явления – это глупо. Надо стараться здравый смысл сохранять. Не нужно ввязываться в абсурдные обсуждения», — пояснил профессор.
И все вроде бы логично, все укладывается в парадигму, описанную Гусейновым, если бы не одно но. Чуть больше полугода назад наш герой тоже "высказал свою мысль" про русский язык. Напомним, он назвал язык Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева и целой плеяды великих писателей клоачным. Тогда руководство вуза даже пришло к мнению, что Гусейнову следовало бы извиниться за свои слова. Правда, извинений не последовало, поскольку профессор не понимал, перед кем и за что ему извиняться.А теперь вернемся к национально-освободительному движению и теракту на Дубровке. Не продолжение ли это последовательной русофобской линии профессора Гусейнова? С другой стороны, что было бы с коренным жителем страны, пускай даже и профессором, если бы он высказал подобные мысли в разрезе событий на Кавказе в годы жизни Ермолова? Его бы, как минимум обвинили в ксеноффобии и заставили извиниться в прямом эфире. А Гасан Гусейнов в очередной раз позволяет себе весьма и весьма вольную трактовку событий истории России.
Конечно, Гусейнов - не единственный, чьи высказывания о событиях конца 90-х - начала нулевых могли бы быть названы эпатажными и вызывающими массу вопросов. Стоит вспомнить эфир радио "Эхо Москвы", участие в котором принимал публицист Максим Шевченко, ныне вставший под знамена КПРФ и даже пытавшийся баллотироваться во Владимирской области. Тогда публицист назвал людей, воевавших в Чечне "ельцинскими бандитами", а также добавил, что "когда Ахмат Кадыров объявлял газават, он действовал в интересах Российской Федерации". Конечно, в комментариях на видеохостинге Youtube Шевченко объяснили, что он не прав, однако никаких извинений со стороны Шевченко не последовало. Это же его позиция.
Так что получается весьма грустная картина. В южных регионах рушат памятники русским воинам, которые воевали на Кавказе, потому что это ущемляет права некой группы общественности. В столице страны профессор Гусейнов позволяет себе называть русский язык клоачным и давать оценку событиям на Дубровке, которая не выдерживает никакой критики. В Поволжье до сих пор не утихает проблема изучения русского языка и сохранения этнокультурного разнообразия морды, чувашей, эрзян. При этом национальный вопрос решен, все цели достигнуты, и конфликтов на подобной почве в принципе не возникает.
Остается лишь гадать, какими будут плоды мультикультурализма через 10-15 лет и надеяться, что в Российской Федерации не повторится акция Black lives matter. Не повторится ли?..