Неизлечимой болезни делают людей гениями – таков вывод ученых в США. В опубликованном там докладе утверждается, что знаменитые пророческие антиутопии Джорджа Оруэлла “Скотный двор” и “1984” берут свои истоки в болезни писателя – в туберкулезе.
В ходе исследования ученые установили, что определенные виды болезней увеличивает в крови присутствие особой кислоты – она похожа на кофеин и поддерживает мыслительные способности человека в постоянном активном состоянии.
В итоге такой человек реализует себя намного лучше, чем люди более умные, но более вялые. И ученые приводят солидный список гениев, больных туберкулезом. В частности, кроме Оруэлла, это – Чехов, Шопен, Кафка, Камю, Моравиа.
Список можно продолжать еще долго, и речь идет не только о туберкулезе. Немало знаменитых писателей еще страдали различными психическими заболеваниями - и многие врачи считают, что это тоже могло стимулировать их мыслительные способности, обострять восприятие окружающего мира.
Например, Достоевский, вероятно, является самым известным человеком из всех, кому когда-либо был поставлен диагноз “эпилепсия”.
Болезненные отклонение были замечены у него еще в детстве. В романе Кутзее о Достоевском описывалось, как тот ребенком шпионил за гостями, которые приходили в дом, любил тайком рыться в их вещах.
Позже Достоевский пытался оправдать это как детское нежелание мириться с ограничениями относительно того, что ему можно было знать, а чего нельзя. В зрелом возрасте детские странности трансформировались у писателя в различные фобии и нервные припадки.
Припадки мучили и Льва Толстого, и близкие научились узнавать приближение очередного приступа по изменению речи, по движению глаз. Осмотревший Толстого знаменитый врач Чезаре Ломброзо поставил ему диагноз: аффективная эпилепсия. Особенности этой формы болезни в том, что припадки появляются после душевных волнений – аффектов.
Судорожные припадки и нервные расстройства дополнялись У Толстого странностями в быту, в поведении. Например, вместо подушки Толстой в постели почему-то использовал кресло из кареты. Он грубо вел себя с женой Софьей Андреевной, хвастался перед ней своими пороками, в частности интимными связями в юности.
Странности в поведении Толстого любил обыгрывать Даниил Хармс в своих литературных анекдотах:
“Лев Толстой очень любил детей и писал про них стихи. Показывает жене: “Гляньте, Софи, правда, лучше Пушкина?” – а сам сзади костыль держит. Она говорит: “Нет, Левушка, гораздо хуже. А чье это?” Тут он ее костылем по башке – бац, бац!”
Считается, что как раз обострившееся нервное расстройство побудило Толстого в октябре 1910 года внезапно бросить все и уйти из семьи. Графиня Софья Андреевна бросилась на поиски мужа и нашла его тяжелобольного на железнодорожной станции Астапово.
Газеты тогда во всех подробностях на первых полосах описывали это бегство великого писателя из Ясной Поляны. Помните фразу в романе “Золотой теленок” Ильфа и Петрова, которая многих смешит: “Графиня изменившимся лицом бежит пруду”. В романе такие телеграммы неизвестно от кого получал подпольный миллионер Корейко - их слал ему Остап Бендер, чтобы вызвать у Корейко смятение, ощущение чего-то непонятного. Так вот, на самом деле эта фраза появилась как раз тогда, в октябре 1910 года, и это – о графине Толстой.
На станцию Астапово был направлен корреспондент питерской газеты “Речь” Николай Эфрос – и он слал в редакцию телеграммы, как принято, без предлогов, о болезни Толстого, о попытке его жены совершить самоубийство:
“Графиня изменившимся лицом бежит пруду. Графиня, добежав мостка, бросилась воду, но ее вытащили”.
Кафка, Чехов, Толстой, Достоевский – список больных писателей обширен. И многие считают, что действительно именно их болезни помогали им творить, создавать самые удивительные образы и ассоциации в своих романах.