Новый закон запретил рассмотрение дел о тяжких преступлениях в особом порядке (глава 40 УПК РФ). Это означает повышение нагрузки на суды, увеличение сроков предварительного расследования и судебных процессов, рост издержек.
В пояснительной записке к законопроекту № 690652-7 в апреле 2019 года Верховный Суд указывал, что инициатива связана с интересами потерпевших, особой сложностью дел, общественным резонансом и освещением в СМИ.
С такой аргументацией сложно согласиться:
Во-первых, без согласия потерпевшего, прокурора или частного обвинителя рассмотрение дела в особом порядке невозможно, поэтому суждение о том, что изменения в УПК, ограничивающих возможности подсудимого воспользоваться особым порядком, приняты в публичных интересах или в интересах потерпевших не имеют под собой твёрдого основания. Прокурор в уголовном процессе по тяжким преступлениям как раз и представляет публичный интерес, а потерпевший сам вправе решить: давать согласие на «быстрый» процесс или нет. В большинстве случаев потерпевших интересует именно результат – осуждение виновного и возмещение вреда.
Во-вторых, тщательное исследование доказательств в полноценном процессе, если лица, участвующие в деле не намерены состязаться, просто ведёт к его имитации, затягиванию и удорожанию во всех смыслах этого слова.
Что касается общественного резонанса и СМИ, то, как уже говорилось, прокурор всегда может выступить в защиту публичности, просто отказавшись дать согласие на особый порядок и перевести такое «знаковое дело» в режим обычного процесса. Он может, если увидит низкое качество расследования, просто не утвердить обвинительное заключение.
При внесении законопроекта указывалось, что в 2018 году в особом порядке были рассмотрены уголовные дела о тяжких преступлениях в отношении 84 тыс. лиц – это 58% от общего числа обвиняемых в тяжких преступлениях. При этом тяжкими признаются умышленные преступления, по которым может быть назначено наказание до 10 лет лишения свободы, либо «неосторожные» преступления с максимальным сроком наказания – 15 лет. К таким делам относится, например, ДТП с участием Михаила Ефремова (ч.4 ст. 264 УК РФ). Сообщалось, что 2019 году в особом порядке было рассмотрено 55% уголовных дел. Самой же популярной «тяжкой» статьёй остаётся «предпринимательская» - ч.4 ст. 159 УК РФ.
Не стоит забывать, что многие обвиняемые по тяжким преступлениям содержатся под стражей и для них особый порядок был возможностью сократить мучительный срок пребывания в СИЗО, в ожидании окончания следствия и судебного процесса. Кроме того, «ускоренный» порядок давал возможность обвиняемому завершить процесс «не вдаваясь в подробности».
Действительно, качество следствия остаётся спорным, а методы получения признательных показаний сомнительными, но эффективная защита требует ресурсов, которых у большинства обвиняемых просто нет, оправдательных приговоров ничтожно малое количество, а участвовать в процессе с заранее известным результатом находится немного желающих.