На Руси отношение к бане всегда было особенное, уважительное, наполненное правилами и суевериями, например существование - хранителя бани - баенника (банника) (подробнее о нем я расскажу в следующей статье). Согласно преданиям, он зарождался из обмылков, и в полнолуние, в заполночную пору, мог запросто уморить задремавшего в парилке и изрядно выпившего мужика.
Многие считают, что такие предания выдумывали люди в надежде убедить любителей попариться в пьяном виде соблюдать технику безопасности и не засыпать в парилке, ведь алкоголь и жар в совокупности оказывают негативное воздействие на здоровье человека.
На Руси в баню ходили перед всеми большими праздниками. Часто там занимались супружеской любовью и после этого благочестивые муж и жена несколько дней не смели входить в церковь, а церковную службу слушали, стоя на пороге.
Без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы после "утренника" невеста приглашала подруг на девишник в баню. Сюда же шли молодожены на следующий день после свадьбы, согласно обряду. Также, в бане принимали роды. Разогретое тело роженицы легче справлялось с родовыми нагрузками, да и гигиену поддержать было проще, чем в избе.
Банные обычаи и ритуалы соблюдались вплоть до XX века, некоторые из них возвращаются и сейчас.
Обычно, баню топили по субботам - это был "банный день". На Руси широко использовалась пословица: «Помылся – будто заново родился!». Наши предки считали, что баня обладает лечебными свойствами, и если больному человеку не полегчало после бани, то иные способы врачевания бессильны.
Есть предположение, что само слово "баня" происходит от латинского слова "бальнеум", что значит прогнать боль, грусть. То, что баня издавна служила не только гигиеническим целям, а была еще и взабдривающим оздоровительным средством, не вызывает сомнения. Парная баня помогала бороться со многими болезнями.
Тем не менее, баня признается в фольклоре местом нечистым, а после полуночи - страшным и опасным.
В большинстве своем русские бани в старину были закоптелыми и обветшалыми сооружениями, которые нарочно выставляли из порядка прочих деревенских строений. О банях никто особенно не заботился, они всегда имели вид зданий, обреченных на слом, и от неосторожного обращения они часто горели, поэтому про баню сложилась такая присказка:
На чужой-то сторонушке,
На злодейке незнакомой,
На болоте баня срублена,
По сырому бору катана,
На лютых зверях вожена,
На проклятом месте ставлена.
Деревенская баня и полночь – условия для проведения обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.
Для исполнения различных ритуалов баню сначала подготавливали соответствующим способом: сначала, знахарь приветствовал банного духа и договаривался с банником о том, чтобы тот помог очищению, после, для проведения банного обряда, разжигал огонь, добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня. Все это сопровождалось определенным заговором.
Дрова для топки выбирались, также, особым образом: отверглись осиновые, сосновые и еловые дрова, а использовались берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, поэтому, выбирали сломанные или пригнанные водой, а для магических целей - деревья, поражённые молнией. Дрова троекратно закладывали в каменку («в три каменки или в три истопля»). Согласно поверьям, даже расположение дров и контур пламени влияли на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.
Вода, необходимая для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и огонь, должна быть необычная – живая: проточная, чистая, взятая «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. Люди верили, что поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, - нельзя».
Веники для обрядовой бани готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».
Затем, знахарь расплескивал специальные отвары и настои на раскаленные камни, создавая этим нужный пар в парной. И лишь после этого начинали париться.
После помывки обязательно благодарили банного духа: моющийся последним должен оставить посудины с водой и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику оставляли немного тёплой воды, пару веников и кусочек мыла.
Также, для проведения банных обрядов и ритуалов у народных целителей существовали такие правила:
- Узнавали, кто последний мылся в бане. Если мужчина, а собирались заговаривать женщину. то лечение откладывали, и наоборот.
- Перед заговорами и лечением в бане нельзя было плотно наедаться ни заговорщику, ни заговариваемому.
- Первым в баню заходит знахарь, а потом, с его разрешения, человек, которому он будет помогать.
- В бане не должно быть никаких зеркал
- Разговаривать в бане заговариваемому можно было только с разрешения знахаря.
С приходом Христианства добавились запрет на снятие нательного креста в бане. а также чтение по три раза молитв "Отче наш", "Богородице" и "Ангеле Божий".
Издавна в русской бане натирались различными снадобьями, чтобы лучше пропотеть и "выпарить" лишний вес. Многие из старинных рецептов сохранили свою свежесть и поныне. Вот некоторые из них.
Перед тем как пойти на горячий полок, пили чай с малиной, натирались тертой редкой, дегтем, скипидаром. Смешивали мед с солью и смазывали еще до мытья сухое тело. Потом залезали на горячий полок. Сильнейшая испарина наступала и после бани, поэтому лежали в предбаннике, завернувшись в простыню. до тех пор пока не сойдет пот.
Еще один очень эффективный метод - на полке (чтобы не обжечься) натереть тело 76-градусным спиртом. В парилке такое обтирание проходит безболезненно и почти не ощущается. как только выходишь из парной, начинается сильное выделение пота. Этот способ помогает легко сбросить лишний вес (примерно полтора-два килограмма). Данную процедуру не рекомендуется использовать больше двух-трех раз в год.
Да, люди тысячелетиями верили и будут верить в благотворные свойства бани. Баня - это божественно восстанавливающее упавшие силы средство, данное самой природой, и действует полнее и скорее, чем какое-либо другое лекарство.