Лень простого русского человека — это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков.
Отметившая намедни семидесятилетний юбилей народная артистка России С. Н. Крючкова в 1986 году сыграла очередную свою роль второго плана в фильме режиссёра К. Г. Шахназарова «Курьер». Её героиня Зинаида Павловна, секретарь редакции журнала «Вопросы познания», засидевшаяся совслужащая, запомнилась зрителям быстро разлетевшейся по необъятной тогда ещё стране фразой: «А вот я загадала бы желание, чтобы выйти замуж за японца». Причём на резонный вопрос «Почему за японца-то?» давала убедительный ответ: «У них технология самая передовая».
В Ярославской родной губернии почему-то и сегодня не слишком широк выбор японцев на выданье. Но зато есть целый ряд, как теперь принято выражаться, проектов, которые на протяжении вот уже многих лет являются предметом пламенных мечтаний всех расторопных ярославских мужичков, мало-мальски причастных к распределению средств бюджетов всех уровней.
Главная мечта
На первом месте в этом списке у потенциальных «женихов», конечно, непобедимая и легендарная Карабулинская развязка, эта вековая мечта уже трёх поколений сменяющих друг друга руководящих бюджетополучателей. Которая в колыбели и тянула-то всего на каких-то 5 млрд федеральных рублей сметной стоимости. Однако общими усилиями региональных властей и приближённой к кормилу общественности младенца быстро раскормили до богатырских 45 млрд. Причём неизменно подчёркивалось, что это «по минимуму». И, судя по тому, что только на подготовку предварительной документации успели тогда списать около 230 млн вполне реальных бюджетных рублей, не приходится сомневаться, что в случае начала осуществления рубеж в 50 млрд был бы взят с ходу и с большим запасом.
После своего водворения в кресло ярославского губернатора генерал-лейтенант полиции Д. Ю. Миронов, ещё не остывший после горячих президентских напутствий, к ужасу всех местных живоглотов произвёл обрезание сметы строительства воздушного замка по самое вроде бы некуда. В русле новой экономической политики партии по борьбе с излишествами в архитектуре. Однако и в таком обезображенном виде на сегодняшний день наш проект века всё-таки тянет на более чем весомые 18 с лишним млрд.
Характерно, что при этом никому не пришло в голову объяснить ярославцам, за счёт чего конкретно расчётная стоимость строительства усохла чуть ли не на 30 млрд рублей. А заодно тогда уж и выяснить, по чьим персонально карманам эти миллиарды должны были разойтись по первоначальному плану. Но на подобное потрясение основ не решился даже чрезвычайный наш уполномоченный, несмотря на все свои мандаты.
Вообще, мало-помалу вся эта история с Карабулинкой стала превращаться в нечто вроде девичьих грёз упоминавшейся Зинаиды Павловны о японском принце. Который явится под наши осины прямо из снов чиновников регионального правительства (разве что не на белом коне, а в голубом вертолёте). Всё-таки XXI век на дворе. И технологии по освоению бюджетных средств у нас отработаны и внедрены в практику самые передовые.
Собственно, создаётся такое впечатление, что Москве вся эта местечковая опупея вокруг федерального корыта до крайности надоела и даже начала вызывать определённое раздражение. Так что в соответствующих коридорах и кабинетах нашим ходокам в конце концов стали отвечать в стиле нотации гоголевского городничего А. А. Сквозника-Дмухановского квартальному надзирателю: «Смотри! Не по чину берёшь!» В смысле, хоть космодром там у себя стройте, но исключительно изыскивая резервы в собственных закромах. А чего в них изыщешь, если там того и гляди мышь повесится, поскольку даже воровать скоро нечего будет.
Впрочем, ещё любимый поэт английской королевы Виктории лорд Альфред Теннисон учил «бороться, искать, найти и не сдаваться». В смысле, обрящет только тот, кто ищет, найдёт и утащит. Так что не Карабулинкой единой надежды наших чиновников питают, отраду депутатам подают.
Альтернативы есть!
И вот на второе место в списке дублёров пресловутой развязки с некоторых пор стал претендовать объект под наименованием «Канатная переправа в городе Тутаев». Конечно, по объёмам это на порядок меньше, но на дворе кризис, так что особо кочевряжиться не приходится. Опять же, курочка не птица, мозги, соответственно, куриные, а вот поди ж ты — по зёрнышку клюёт и ещё какие яйца в результате нагуливает!
Так что намедни депутат Ярославской областной Думы от партии, понятно, «Единая Россия» Ю. К. Павлов с чувством законного удовлетворения сообщил urbi et orbi, то есть городу и миру, а равно и своему избирателю, что в результате его личных усилий в рамках проекта «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений» уже предстоящей осенью намечено приступить к началу реализации подпроекта «Канатная переправа в Тутаеве». «Канатная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, который свяжет два берега круглогодичной переправой. Поэтому я стал активно продвигать проект „канатки“. В декабре 2016 года, губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов с рабочим визитом посетил Тутаев. Мне удалось побеседовать с Дмитрием Юрьевичем и заинтересовать его строительством канатной переправы, так как она крайне необходима жителям. Он просил письменно оформить предложение по переправе на его имя, что и было сделано», — по нынешнему обычаю в соцсетях сообщает землякам радостную весть Юрий Константинович.
Предварительная смета стоимости осуществления подпроекта оценивается в 939,32 млн рублей. В условиях общего кризиса строительной отрасли, когда каждый бюджетный миллиард на счету, такой контракт и впрямь становится заманчивым призом для любого подрядчика. Поэтому неудивительно, что ещё до объявления окончательного решения о строительстве аж четыре претендента заявили о своём желании в оном поучаствовать. Сам контракт должен быть по-честному разыгран в августе, а начало работ запланировано на сентябрь.
В связи с этим вспоминается обычай нашего великого Л. Н. Толстого в конце каждого письма с планами и надеждами приписывать сокращение ЕБЖ («если буду жив»). Учитывая неопределённость текущей ситуации (прежде всего в плане финансирования региональных проектов), самое время вспомнить сей исторический пример и аккурат эти три буквы приписывать на такого рода расчётах. Тем более в намеченном миллиарде весомую долю должны составить привлечённые средства, а в наше трудное, как известно, время с этим почему-то особенно проблематично.
Попутно, однако, следует отметить, что и в это «трудное время» можно, оказывается, ковать деньги, не отходя от региональной кассы. На прошлой неделе поступило радостное известие, что правительство РФ выделило ещё 392 млн рублей на реализацию ставшего притчей во языцех нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ярославской области. Так вот, большую часть из этих денег (а именно 292 млн рублей) намечено истратить на завершение капитального ремонта Добрынинского путепровода. Который, помнится, буквально за считанные дни до того открыли для движения. После тяжёлого и продолжительного капитального ремонта.
Самое интересное, что изначальная смета на починку всего путепровода составляла около всё того же 1 млрд рублей. И, судя по тому, что движение всё-таки открыто, означенные в проекте работы были выполнены, приняты и, может быть, даже уже оплачены. Таким образом, первоначальная смета одним махом потяжелеет практически на треть.
Живы, живы старые добрые традиции советских крепких хозяйственников. Которые учили, что главное — это «выбить фонды» и вырыть яму. То есть успеть закопать в землю как можно больше на начальном цикле. А там уж волей-неволей будут достраивать, никуда не денутся. Хоть 40 лет, хоть в час по чайной ложке, но строчка в бюджете будет обеспечена. Потому что при умелом использовании передовых технологий из любого паршивого миллиарда можно натрясти дополнительно ещё 5–7 как минимум.