Найти тему
ФИШКИ НЕДВИЖКИ

Мы: Физики vs. Лирики

Мы на канале «ФИШКИ НЕДВИЖКИ» очень любим экономику и математику. Посчитать что-то да объяснить по-простому – наше всё. Но все эти расчёты – ничто без эмоциональной составляющей, которую всегда нужно учитывать. Иррациональность поведенческих моделей людей – заслуга эмоций и прочих тайн психики. Сегодня наш рассказ о влиянии эмоций на экономику.

Обложка русскоязычного издания книги Р. Талера. Фото с сайта Litres.ru.
Обложка русскоязычного издания книги Р. Талера. Фото с сайта Litres.ru.

В 2017 году Нобелевскую премию получил Ричард Талер. Говорящая фамилия для лауреата в сфере экономики, не правда ли? Ведь Та́лер (нем. Taler) — название серебряной монеты, игравшей ключевую роль в денежном обращении Европы и в международной торговле в XVI—XIX.

Профессор Талер – специалист по поведенческой экономике, преподает в Чикагском университете и был советником президента Обамы. Именно он показал как психология влияет на принятие людьми экономических решений. Люди зачастую действуют нерационально, и экономические модели должны это учитывать. Талер продемонстрировал эффект сиюминутных соблазнов, фрагментарность мышления при анализе финансово-экономических последствий поступков и неспособность большинства видеть совокупный результат действий. А еще среди его открытий - важность соответствия цены товара представлениям людей о справедливости…

Поведение инвесторов, по Талеру, определяется «предположительно незначительными факторами», связанными с эмоциями и настроением. И это происходит гораздо чаще, чем принято было считать. Так на уровень допустимого для конкретного человека риска могут влиять совершенно неочевидные факторы. Чувство голода. Погода. Проигрыш любимой команды. Всё это может определять неосознанные экономические и финансовые решения человека в моменте.

Или вот траты по кредитке при наличии денег на депозитном или текущем счете. Логичнее и рациональнее в большинстве случаев закрыть долг и не платить проценты. Но многие говорят, «мне некомфортно без сбережений». Здесь даже нет прагматизма, связанного с «льготным периодом» по карте. Только избегание психологического дискомфорта, только иррациональные резоны.

То есть покупатель или продавец, например, недвижимости не делает (и, вероятно, не способен в силу самОй человеческой природы!) сделать сугубо рациональный выбор. А уж в России, в силу особенностей национального менталитета, иррациональность экономического поведения распускается буйным цветом! Казалось бы, чего проще – посчитать и сравнить ипотеку и аренду? Но нет, психологические факторы в аргументации сторонников покупки квартиры с двадцатилетней ипотекой в половину текущего дохода семьи перевесят и заставят влезть в эту непрогнозируемую аферу на десятки лет. Потому что «своя квартира», «семейное гнёздышко» и «в собственном доме я могу завести кошечку» - это чистая психология и никакой рациональности.

Еще одна описанная Талером фишка - эффект «субъективной ценности». Если человек владел и пользовался вещью, к примеру, квартирой, он склонен завышать цену в результате возникающей эмоциональной привязанности. Мы часто видим это у продавцов на рынке недвижимости: свою, личную, доставшуюся пОтом и кровью квартиру собственники склонны переоценивать. И зачастую агенту стОит больших трудов убедить их в том, что реальная рыночная, то есть в сравнении с аналогичными объектами, стоимость существенно ниже. Но даже увидев десяток других идентичных вариантов по честной цене, клиент будет какое-то время противиться очевидному и неизбежному. Или вообще останется при своём мнении и будет экспонировать квартиру годами, ИСКРЕННЕ(!) недоумевая, почему за таким чудом не стоит очередь нетерпеливых покупателей.

А сколько сделок по продаже/покупке квартир на вторичке развалилось из-за банального и иррационального «мне не понравился продавец/покупатель»…

В 70-х и 80-х годах XX века поведенческие экономисты подвергались насмешкам и остракизму. Сейчас их идеи – основа основ современного маркетинга и пища для лучших умов в бизнесе и науке экономической теории. Зачастую иррациональные резоны – в основе решений об инвестировании, установлении цены, выборе контрагента. Мы не роботы. Хоть мы и умеем считать, но даже финансовые решения чаще всего принимаются эмоционально. И на рынке недвижимости, особенно жилой, где среди акторов большинство - физические лица, этого нельзя не учитывать.

С вами канал «ФИШКИ НЕДВИЖКИ» - канал для живых и порой иррациональных!