Похоже, для бизнеса и их клиентов формат онлайн-услуг становится новой нормой. Консультации психолога — яркий пример. Five p.m. поговорил с психотерапевтом Владимиром Мысаковым, который полностью перевёл свою работу в онлайн и не собирается возвращаться в кабинет с кушеткой.
Коротко о главном
- Во время кризиса увеличилось количество обращений, связанных с тревогой и семейными проблемами.
- Перевод консультаций в онлайн-формат оказался быстрым и лёгким. Владимир не планирует возвращаться в офлайн, а пустующий офис решил сдавать.
- Впереди нас ждёт вторая волна тревожности, которая появляется после пережитого стресса.
О работе на себя
Последние пять лет я веду приёмы в своём кабинете. Работаю один, как индивидуальный предприниматель, и мне хватает нагрузки. Я всегда могу взять отпуск в удобное время и делегировать пациентов другим психологам.
Если нет возможности помочь методами психотерапии, я отправляю пациентов к специалистам, которые назначают медикаментозное лечение, — у нас так принято. Потому что сам я медикаментозным лечением не занимаюсь.
В психологическом центре «Ваше решение» Михаил занимается лечением невротических расстройств, депрессивного состояния, а также решает конфликтные семейные отношения и проблемы, связанные с созависимостью.
О привлечении клиентов
Я рекламирую услуги через 2ГИС, Яндекс, Zoon, «ПроДокторов», веду страничку в Инстаграме. Оттуда приходит немного людей, больше всего — от 2ГИС и Яндекса.
С каждым годом работы пациенты становятся моложе: чаще обращаются люди от 20 лет и старше, в основном девушки. Они приходят отовсюду: из Тайланда, Майями, российских городов.
О решении перейти в онлайн
Ещё до кризиса я начинал работать без личных встреч, когда из доступных средств была только телефонная связь. Как только появился Skype, я периодически консультировал через него, но это бывало довольно редко. А теперь, в связи с коронавирусом, я общаюсь только онлайн и не был в офисе с начала самоизоляции.
Я сразу перешел на онлайн, хотя поначалу, конечно, смутился. В офис уже было нельзя, тем более я попадаю в группу риска — 65+. Поэтому пришлось смириться с таким форматом. Но когда я начал консультировать по WhatsApp, всё пошло нормально: видно человека, его эмоции, работа идёт, как и при личной встрече. Никто из пациентов не отметил разницу, не сказал, что офлайн лучше. Где-то 90% людей спокойно принимают такой формат.
«Я провожу 30-40 консультаций в месяц — это 2-3 консультации в день. Больше пациентов брать не хочу, так как в противном случае пострадает качество. К тому же, это творческая сложная работа, которая отнимает много сил».
Онлайн или офлайн — что выгоднее?
Теперь я могу сказать, что для меня онлайн гораздо лучше офлайна! Прежде всего, из-за траты времени: поездка в офис отнимала у меня три часа в день. То же касается и пациентов: офис находится не в центре города, и доехать туда удобно не каждому. К тому же раньше, до удалёнки многие просились на вечернюю консультацию, а я мог принять максимум одного. Сейчас временные рамки расширились. Вечером я без ущерба консультирую двоих пациентов, хотя теперь они сами готовы общаться утром и днём.
2000 ₽ в час стоит консультация. После перехода в онлайн цена не изменилась.
И, конечно, человеку комфортнее дома. Есть категория пациентов, которые боятся даже выходить на улицу, например, с обсессивно-компульсивным расстройством*. Бывает, люди просто стесняются, особенно на первом приёме.
В онлайне проще: пациенты охотнее идут на это, чувствуют себя защищённее, ведь они у себя дома. Обычно подбирают время для онлайн-консультации, когда дома никто не мешает. В редких случаях используют автомобиль. Как бы то ни было, они понимают, что в любой момент могут прекратить общение. Хотя, конечно, иногда нужна очная встреча.
Кроме того, я не беру деньги заранее. Я консультирую, а человек оплачивает, если считает нужным. Мои пациенты всегда платили после сеанса, но им приятно понимать, что право отказаться есть: это вселяет некую уверенность.
*Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — состояние, при котором у пациента появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Из-за них он постоянно пытается избавиться от тревоги с помощью навязчивых действий (компульсий): мытья рук, упорядочивания предметов, проверки электроприборов и т.д.
О спросе на услуги психолога в кризис
У меня не снизилось количество консультаций, но уменьшилось число повторных приёмов. На один сеанс люди находят средства, но уже берут паузу, чтобы найти на второй. Раньше такое бывало редко. У людей сейчас меньше финансовых возможностей.
Спустя какое-то время с начала пандемии появились люди с тревогой, депрессией, страдающие от абьюза. Возросло число запросов по поводу семейных взаимоотношений. Если раньше они могли отдохнуть друг от друга, то сегодня это сделать труднее. Люди вынуждены терпеть присутствие другого, вторжение в личное пространство, что приводит к скандалам, ссорам, рукоприкладству.
Сейчас люди ощущают некую опасность, неопределенность, что и вызывает тревожность. Депрессия связана с потерей работы и близких, ухудшением жизни. Психологическая стабильность и социальная защищенность играют огромную роль. Многие опускают руки в такой ситуации.
Впереди нас ждёт новая волна тревожных состояний — об этом высказываются коллеги по отрасли. Сильная тревога, паника возникают уже после того, как человека «измотало».
Люди устойчивы к стрессу на протяжении долгого времени и способны адаптироваться, но в конце, как принято говорить, сдают нервы, и человек погружается в депрессивное состояние.
О выводах для бизнеса
Коронакризис научил экономить время: сегодня это самый ценный ресурс. Кризис помог понять, что общение в онлайне может быть таким же эффективным. Оно удобно и для психотерапевта, и для клиента. Я даже не хочу сейчас переходить в офлайн, и если кто-то настаивает на очной встрече, перенаправляю к своим коллегам.
2000-3000 ₽ — средняя цена консультации в Новосибирске
8000-12000 ₽ — стоимость двух-трёхдневного семинара
5000 ₽ — личная терапия, которую должен проходить психолог
1000 ₽ — профессиональная литература
Как выбрать психотерапевта
Нужно смотреть на всё, начиная с цены. Если стоимость консультации маленькая, я бы не пошёл. Специалист должен вкладывать в себя, покупать специализированную литературу, посещать семинары, оплачивать супервизию (наблюдение одного психолога за работой другого — прим.ред.). Большая цена тоже отпугивает: это, скорее всего, какой-то маркетолог, а не психолог.
Также стоит посмотреть отзывы. Их, конечно, пишут редко: стесняются рассказывать о своём опыте. Я бы также не обращал внимания на обилие регалий: обычно те, кто учат, не лечат. Замечательный теоретик может быть плохим практиком.
И посмотрите, что происходит, когда вы звоните специалисту. Если он заманивает на бесплатную консультацию, убеждает, что надо пойти именно к нему, или очень подробно расспрашивает о проблеме, стоит насторожиться. Обычно психологи интересуются причиной обращения в общем, внутренний у вас конфликт или внешний. Этого достаточно.
Алёна Литвиненко.