Держать пост для мирянина в разумной строгости (если нет противопоказаний по здоровью) не так сложно.
С опытом такое делание, по выражению свят. Феофана Затворника, превращается в навыкание, становится полезным для жизни навыком.
Пост это полезное воздержание от худых пристрастий не только в еде, но от худых мыслей, чувств, поступков по отношению к Богу и людям.
Воздержание от худого укрепляет в человеке, как пишут святые отцы, добродетель целомудрия, мать многих добродетелей, как говорит о ней преп. Иоанн Лествичник.
А целомудрие делает человека духовно цельным, внутренне укрепленным. И дает ему силы дерзновенной (сильной) молитвы (об этом есть у св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Паисия Святогорца и др) .
Но для мирянина есть один очень трудный момент, с которым, наверное, сталкивался каждый постник: выход из поста.
Особенно, у новоначальных. Но не только.
Сдерживаясь от чего-то худого, человек не всегда избавляется от него, а оставляет в себе, на время затушевывает. И выйдя из поста, может набрасываться на блага и радости суетной мирской жизни во много раз сильнее, будто бы только и ждал этого момента.
Благодати в таком выходе нет. Напротив, это намного вреднее.
Это похоже на тот фрагмент Евангелия, в котором Спаситель говорит, что нечистый дух, выходя из человека, возвращается назад, находит дом (его души) выметенным и приводит с собой еще семь злых духов, гораздо злее, чем он сам. И бывает для человека последнее хуже первого.
Проходя такие испытания, ряд людей (в том числе и из моих знакомых) отказались от поста вообще. Зачем искушать злых духов постом, если потом те возвращаются и бывает многим хуже? Не проще ли не держать пост вообще?
Такой вывод кажется в чем-то разумным: зачем искушаться напрасно, если проходить искусы трудно. Но эта разумность ограничена: не очищаясь от духовного худого, мы держим в себе бомбу замедленного действия.
С другой стороны, ряд других знакомых, напротив, увидели для себя благо в этом и стали учиться самому трудному элементу поста: выходу из него. Такая практика помогает лучшему пониманию человеком самого себя, смирению его перед Богом, рождает мудрую умеренность и благоразумность.
На благо смирения помогает молитва о благоразумии к Богу и упование на помощь Божью, зная, что сам не можешь удержаться от соблазнов после поста.
Когда человек учится плавно входить в пост, плавно выходить из него, и в периоды между постами не усердствовать в худом, он учится удерживать благодать Божью, обретаемую от Него, в себе.
По своему опыту скажу, что с опытом постничества, становится заметным приход и расхищение благодати. И приходят такие мысли: какие претензии человек может иметь к Богу?
Вот человек сделал богоугодное дело – постился и не впускал страстное и безбожное, неумеренное и не благоразумное. И Бог не замедлил дать ему благодать в виде утешения ли, укрепления ли, решения ли, возможностей ли, вразумления ли на правильное покаяние и многое другое. Слава Богу!
А потом, сам же человек, по - своему же неразумию, по своей слабости перед страстями, не сдержанности, набрасывается на страстную мирскую жизнь и расхищается там.
Так не проще ли, видя эту ситуацию, свою слабость в ней, крепче держаться Бога по выходу из поста, смиренно уповать на Него. В трудностях, как говорят святые, Христос чувствуется лучше всего.
И от самого человека, а не от кого - либо другого, зависит будет ли он уповать и благодарить Господа или станет роптать и не радеть о Нем. Пост и выходы из поста учат правильному пониманию себя человеком и правильной жизни с Богом в миру.
Если хотите поделиться своим опытом постничества с читателями – поделитесь.
Думаю, что многие будут за это благодарны.