Режиссёр Юлий Гусман начал карьеру в середине восьмидесятых. Правда, первые его работы публика не встретила с восторгом, да и чиновникам они казались сомнительными. Самого Гусмана это, конечно, расстраивало. Режиссёр мечтал снять фильм, который станет настоящим хитом. А ещё ему хотелось, чтобы лента получилась зрелищной, с трюками, погонями, взрывами и вдобавок музыкальной. Фактически
Гусман замыслил создание приключенческого мюзикла, жанра, в котором в СССР картин практически не было.
Но пока разрешения на съёмки не давали, Гусман пробовал себя в театре. Здесь ему тоже хотелось красок и впечатлений, поэтому он отправился в цирк, чтобы там поискать исполнителей завораживающих трюков. Тут-то он и встретил статного красавца-джигита Мухтарбека Кантемирова, представителя знаменитой осетинской династии дрессировщиков Кантемировых. Режиссёр был впечатлён и красотой, и талантами Мухтарбека и загорелся идеей снять его в фильме.
Гусмана не смутило, что актёрского образования у Мухтарбека не было, да и опыт в кино у него был очень скромный - он лишь изредка мелькал на экране, и то лишь как каскадёр.
А вот самого Кантемирова предложение озадачило, но Гусман его уговорил.
После этого режиссёр направился на киностудию «Азербайджанфильм», чтобы всё-таки добиться разрешения снимать ленту. Чиновники оказались на удивление благосклонны, хотя обычно приключенческие истории у них энтузиазма на вызывали. Но тут был свой резон:
«Азербайджанфильм» нуждался в рекламе, и руководителям студии пришла в голову мысль, что работа Гусмана докажет, что и на республиканских студиях могут снимать отличное кино, да и на престиже Азербайджанской ССР скажется положительно.
Осталась лишь одна проблема - сценарий.
За сценарием Гусман поехал в Москву. Здесь он обратился к давним знакомым - Юлию Дунскому и Валерию Фриду. За год дуэт создал сценарий с названием «Я тебя всё равно не убью!».
Одна из главных ролей писалась, как и хотел Гусман, под Мухтарбека Кантемирова, другая - под Ролана Быкова,
с которым Дунский и Фрид уже работали на комедии «Семь нянек» (1962) и драме «Служили два товарища» (1968). Материал очень понравился режиссёру, и, казалось, теперь всё пойдёт как по маслу. Но не тут-то было.
Сначала сценарий отверг Кантемиров. Ему казалось, что его герой ведёт себя не как горец и не как мужчина. Но Гусман так хотел снимать актёра, что исправил всё, что просил изменить Мухтарбек. Кстати, тогда появилось и новое название - «Не бойся, я с тобой!», под которым его потом и узнали зрители. Потом восстала киностудия:
чиновники раскритиковали сюжет, в котором были кровная месть, договорная свадьба, похищение невесты. По их мнению, эти средневековые обычаи никак не украшали Азербайджан.
Но в конце концов сценаристы убедили их, что это всего лишь кинематографическая история.
Дальше возникли сложности с артистами. Юлий Гусман совершенно не видел в роли циркового борца, мудрого зрелого человека, Ролана Быкова. По его мнению, эта роль подходила Льву Дурову, но тот никогда не снимался в приключенческих картинах, поэтому
Гусман опасался, что Дуров не захочет играть каратиста.
К счастью, Дуров счёл предложение интересным и согласился. Не последнюю роль в согласии Дурова сыграло то, что он давно и хорошо знал Мухтарбека Кантемирова и был рад сниматься с ним.
Третью главную роль, по твёрдому убеждению режиссёра, должен играть музыкальный актёр. По просьбе Гусмана музыку и песни для ленты написал Полад Бюльбюль-оглы, звезда не только республиканского, но и всесоюзного масштаба.
Режиссёр долго искал артиста, который спел бы композиции именно так, как задумывал автор, но в итоге пришёл к мысли, что петь и играть должен сам Полад.
У того, как и у Кантемирова, киноопыта почти не было, но режиссёр всё равно утвердил его на роль певца-жениха.
Съёмки проходили высоко в горах, куда даже было сложно добраться, поскольку даже дорог там не было. Зато оператору Валерию Керимову удалось снять роскошные пейзажи, да и погони и перестрелки устраивать вдали от обжитых районов было намного проще.
Но жители соседних деревень всё равно навещали группу, подкармливали участников съёмок, представляли реквизит, в том числе старинную утварь и драгоценности, а порой и снимались в массовке.
Завершить работу над двухсерийным фильмом удалось за три месяца, и к октябрю 1980 его её полностью смонтировали.
Худсовет киностудии ленту принял восторженно. Но через несколько дней мнение чиновников вдруг изменилось на 180 градусов. Причиной такого решения стал герой Льва Дурова, точнее, его навыки каратиста.
В СССР в восьмидесятые карате было запрещено, а тут положительный персонаж вовсю показывает приёмы этого боевого искусства. Разумеется, на «Азербайджанфильме» испугались, что всесоюзное начальство будет недовольно.
Сцены предложили удалить, но это совсем изменило бы сюжет. Да и сами сцены рукопашных боёв в «Не бойся, я с тобой!» были поистине блистательными и запоминающимися. Но цензура была непреклонна:
фильм с каратистом не мог выйти, поэтому его сплавили в архив и закрыли дорогу на телевидение.
Решение пришло неожиданно: Гусман вызвал Дурова и доснял эпизод, в котором герой объясняет ученикам, что использует приёмы из самых разных боевых искусств, в том числе из национальной азербайджанской борьбы гюлеш. Эта уловка спасла картину.
После девяти месяцев забвения она наконец вышла в эфир.
Фильм «Не бойся, я с тобой!», который так непросто рождался, зрители полюбили, а актёры, которые в нём снялись, получили свою порцию славы. А я благодарна Юлия Гусману за открытие Мухтарбека Кантемирова, красивого мужчины, стати которого могут позавидовать и греческие боги, и мужественного и порядочного человека.
Кстати, а вы пытались пробить бочку пальцем, как это сделал каратист Льва Дурова?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296