Чувство страха
Многие родители обеспокоены возникновением у их детей страхов.
Страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, которая может проявляться в опасной ситуации.
Страх одинаково присущ всем.
Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка.
Детский страх — это обычное явление для психического развития ребенка.
Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для сохранения, как человеческого вида, так и жизни отдельного организма.
Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.
Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций.
Страх может быть вызван конкретной,близкой, уже наступившей опасностью.
Однако часто страхи маленьких детей иррациональны.
Такие страхи бывают намного сильнее, чем страхи реальные, и именно они преобладают в раннем детстве.
Маленькие дети видят мир совсем иным.
С малышом происходит множество событий, которые он не может понять, держать под контролем, и сильные ощущения захлестывают его целиком, часто пугая.
Страх может быть не осознаваемым, и являться причиной агрессивного поведения детей.
Как проявляются страхи?
Проявления детских и подростковых страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, смотреть «страшные мультфильмы», боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без взрослых, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.
Причины возникновения страхов у детей
Страх может быть вызван опасной угрожающей ситуацией, причем как реальной, так и воображаемой.
Часто страх ребенка, связанный с реальными событиями в жизни, о которых слишком мучительно думать, подсознательно замещается иррациональным страхом. Например, Дженни боится плохого настроения отца — и трусит во время грозы; Джефф чувствует враждебность к новорожденному — и говорит о «страшном, страшном чудище», которое ему снится.
Страх усиливается при повышенной тревожности, ослаблении чувства безопасности, что часто обусловлено ситуацией и взаимоотношениями в семье, особенностями психики ребенка и его родителей.
Бывает, что у родителей, которые сами многого боятся, не уверены в жизни, дети так же, как и они часто испытывают страх.
Рассмотрим сходства, различия, связь страхов и тревоги.
Тревога, в отличие от страха, никуда не направлена, нет выделенного объекта, вызывающего тревогу.
Тревожные дети чаще других испытывают страхи.
Тревожное поведение у детей может быть вызвано травмирующей ребенка ситуацией или особым его восприятием окружающего мира, когда он и мир – это одно целое. В таком случае дети не отделяют себя от среды и окружающих его людей и, соответственно, любые изменения в среде пугают малышей, кажутся им угрожающими.
Степень тревожности, испытываемая ребенком, может быть связана со стилем его воспитания.
Повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка, усиливает тревогу. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, и поэтому он не достаточно хорош и не заслуживает родительской любви. В такие минуты малыш особенно уязвим, он лишен самого важного – родительской поддержки.
Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности.
Тревожность ребенка может фиксироваться еще и в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы.
Тогда у ребенка возникает ощущение собственной незначительности. Он начинает думать о себе как о чем-то очень хрупком, бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется опасностями.
Неуверенность ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает очень высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка. В особо гротескных случаях, по меткому выражению одного автора, мамы буквально пытаются «не жить вместе с ребенком, а жить вместо ребенка». Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревожности. И теперь достаточно любого относительно нейтрального раздражителя, чтобы постоянное ощущение тревожности как бы «нашло себя».
«Кристаллизация» чувства повышенной тревожности на определенном объекте превращает неопределенную тревожность в конкретный страх.
Преодоление страхов
Когда ребенок с повышенной тревожностьюначинаетиспытывать конкретный страх, чувство тревоги сужается и сводится к определенному объекту и, следовательно, может найти выход через внешнее проявление, что приводит к облегчению внутренних переживаний малыша. Теперь он может на что-то пожаловаться, попросить о помощи, как-то справиться с ситуацией. В связи с этим необходимо помочь ребенку осознать свой страх и помочь признать право на существование этого чувства. Когда родители говорят ребенку, что понимают его страх и что многие дети чувствуют то же самое, то детская энергия освобождается для преодоления боязни. Ребенок, который чувствует: «Я нормальный и хороший», обладает достаточной энергией, чтобы справиться со своими страхами.
Крайне ошибочными следует считать попытки родителей дискредитировать страх, показать ребенку его нелепый характер. Пытаясь показать нелепость его страхов, родители обычно получают обратный эффект, еще более фиксируют страх, заставляют ребенка находить все новые и новые обоснования своих беспокойств.
Для преодоления детских страхов так же необходимо устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. А это значит - внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом, оценить и понять причины возникновения страха и тревоги.
Необходимо также создавать безопасную зону общения для своего ребенка, чтобы он мог свободно делиться переживаниями и получать поддержку от взрослых.
Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. А их поддержка и помощь будет полезна ребенку в переживании опыта неудачи, сохранении надежды на успех и поиске адекватных способов решения задач.
Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
Подрастая, дети учатся выстраивать собственные границы, отделять себя от окружающего мира, что способствует снижению тревожности, придает им силы и устойчивость: если что-то изменяется в мире – это не страшно, это не разрушает меня, но требует творческого приспособления.
Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам