Найти в Дзене
Русский без ошибок

Почему в России провалилось дистанционное обучение?

Эта статья была написана примерно через три недели после введения дистанционного обучения на время эпидемии коронавируса в 2020 году. Сейчас, когда мы все немного остыли и восстановились после перенесенного стресса, мы публикуем фрагменты этой статьи здесь.

Всю вторую неделю дистанционки в моей голове рождался этот текст. Ибо первая неделя была такая, что родиться мог разве что вопль ужаса от всего, что навалилось на школу, а к концу недели - стон бессилия от всего, что пришлось за эту неделю пережить, перепробовать и выслушать со всех сторон.
Потому что если в четверг неделей раньше мы еще надеялись, что "пронесет" и мы либо выйдем на работу, либо уйдем на каникулы; если в пятницу выяснилось, что "не пронесло", но есть какие-то сайты, инструкции и рекомендации; если в субботу мы опробовали Zoom, проведя в нем педсовет, и некоторым даже понравилось; если в воскресенье всем было более-менее понятно, что делать - то в понедельник, первый день дистанционки, выяснилось, что не понятно ровным счетом ничего, сайты, инструкции и рекомендации не работают, а дети, учителя и родители просто не готовы к тому, чтобы переходить в новую плоскость взаимодействия.
То есть это был реальный ужас. В отсутствие более-менее четких инструкций и бесперебойно работающих платформ, в отсутствие единых (и жизнеспособных!) рекомендаций учителя работали так, как умели в меру собственной технической грамотности и оффлайнового преподавательского опыта. А поскольку технической грамотностью обладают далеко не все, а оффлайновый опыт не всегда можно механически перенести в онлайн, уже во вторник школу начало нехило штормить.
Штормило учителей, потому что они не понимали, что можно делать в онлайне и чего нельзя. И действительно, попытка коллектива работать качественно вылилась в то, что сначала учителя завалили детей заданиями (ведь было велено выполнять учебный план!), а потом дети завалили учителей фотографиями тетрадей (ведь как иначе проверить, работал ли ученик на уроке?)
В каждом классе был создан специальный чат, где дети могли задавать вопросы учителям, а учителя могли пояснять материал. Если учителя справлялись с задачей четкого дозирования материала и максимально понятных инструкций (а все это пока что большинству давалось с трудом), чат на какое-то время замолкал. Но если материала оказывалось слишком много или он был сложен, или по какой-то причине объяснения по формату заданий были недостаточно четкими, чат взрывался. И таких взрывающихся чатов у каждого учителя могло быть до 5 сразу! И даже если "взрыв" происходил по вине условной МарьИванны, вовлеченными в него оказывались все - от классного руководителя до физрука.
Параллельно с детскими чатами штормило чаты родителей. Особенно тяжело пришлось тем, кому выпала участь одной рукой кормить младшего ребенка, второй - выполнять свою собственную работу удаленно, а третьей... да, а третьей, видимо, рукой - помогать с уроками ребенку-школьнику. Если школьников в семье оказывалось двое, проблемы и негодование вырастали в геометрической прогрессии.
Вторая неделя по всем параметрам была намного менее напряженной, и у меня наконец-то нашлось время не только носиться сломя голову в поисках утраченного, но и поразмыслить над причинами происходящего. А происходило вот что: несмотря на появившееся понимание принципов дистанционки, приведение большинства действий коллектива к общему знаменателю, привлечение детей в онлайн, повышение разнообразия (и качества) ресурсов, отмену двоек и троек по ИЗО и ОБЖ, то есть несмотря на колоссальную работу школы, всеобщего родительского счастья, на которое мы очень надеялись, не произошло.
Несмотря на все наши усилия, родительский стон о тяготах удаленного обучения стоял в ушах не только коллектива нашей школы, но и всей образовательной системы государства. Но почему? Что мы делаем не так? Какие еще настройки надо подкрутить, чтобы родители смогли выдохнуть, а мы смогли спокойно работать, не выслушивая всего того, что вылилось на нас за эти две недели?
Ответ пришел не сразу, но все же, кажется, пришел. Проведя несколько опросов среди родителей и учителей, поговорив с некоторыми детьми, я с некоторым удивлением обнаружила, что этот кошмар происходит не во всей семьях и не у всех родителей (даже работающих и даже многодетных с двумя школьниками). Более того, из всей массы детей, которые посещают музыкальную школу, ровно половина успевает, кроме школьных уроков, выполнять и задания музыкальной школы! (Вторая половина - успевает только уроки). Не так уж мало оказалось детей, которые, получив возможность работать в собственном темпе, без оглядки на одноклассников, стали освобождаться быстрее, выиграв время для хобби. Выяснилось, что далеко не все родители считают дистанционку кошмаром, а некоторые полагают, что качество знаний в последней четверти будет если не лучше (хотя есть и такие мнения!), то уж точно не хуже!
Откуда же ощущение, что дистанционное образование в России провалилось, откуда эти стоны родителей, сражающихся с собственными детьми ради их блага до потери голоса?
Обсудив ситуацию в коллективе, я нашла подтверждение своим мыслям: проблема в тотальной несамостоятельности большой части современных школьников. Вероятно, не трети и даже не половины, но все равно достаточно большой для того, чтобы родительский стон было слышно по всей России. Дети на самом деле не понимают, как зайти в Школьный портал и куда ткнуть, чтобы открылось задание. Они на самом деле не знают, как заставить себя учиться, если над ними не стоит армия учителей с директором во главе. Они на самом деле не могут прочитать и понять задание, если его десять раз не разжевали и не положили в рот. Дети несамостоятельны, и в этом не их вина, а их беда. И именно поэтому родителям приходится сейчас вникать в тонкости каждого предмета, разбираться в заданиях, тратить время на выполнение уроков вместе (а то и вместо!) с ребенком. А ведь тратить это время надо было гораздо раньше...
Это время надо было тратить тогда, когда вы, дорогие родители, отстраняли своего ребенка от работы по дому, потому что сами делали ее быстрее. Когда завязывали ребенку шнурки, потому что вам было некогда ждать, когда он сам завяжет их своими еще неокрепшими пальчиками. Когда садились делать с ним уроки и, не сумев или не захотев объяснить задание, выполняли его сами (ведь это было проще!) Когда бросались выполнять каждое пожелание своего чада, вместо того, чтобы объяснять, что в жизни все достигается трудом, а не падает с неба. Вам было некогда тогда - и вы вынуждены тратить свое время теперь. И мы, учителя, ничем не можем вам помочь. Не обижайтесь на нас, дорогие родители. Объяснять - наша работа, и поэтому сейчас я пытаюсь объяснить причины происходящего, в том числе - и самой себе. Но не для того, чтобы обвинить, а для того, чтобы следующее поколение родителей учитывало эти моменты.
Самое интересное в том, что проблема несамостоятельности существовала и раньше. Просто раньше, когда все 25 детей сидели перед учителем в классе, он мог объяснить тему каждому - объясняя ее один раз, стоя у доски. Теперь, когда дети сидят по домам со своими девайсами, учитель не может объяснить тему каждому за один раз - он вынужден объяснять ее 25 раз, потому что сообщения в чате проглатываются детьми так же быстро, как мелкие конфеты. Учителя - не железные люди, не супермены и не сверхчеловеки. И их задача сейчас - выдать ребенку тот материал, который он может освоить, и то задание, которое он сможет выполнить. Но освоить и выполнить ученик должен сам. Сделать это за ученика не сможет даже самый лучший педагог, потому что делать что-то ЗА ученика - значит, лишить его возможности научиться. Вероятно, мы тоже в чем-то виноваты: прежде всего, в своем стремлении объяснить, рассказать, донести во что бы то ни стало, в готовности разжевывать и класть в рот - чтобы осталось только проглотить.
Может быть, правы те, кто жестко и хладнокровно оставляет детей наедине с непосильной, казалось бы, задачей, - потому что так они учат детей самостоятельности. Но если ребенка не научили быть самостоятельным дома - эти требования не обернутся для него ничем, кроме психологических травм и скандалов с родителями, которые будут ждать от детей невозможного. Поэтому мы продолжаем упорно объяснять, разжевывать и класть в рот - ведь должны же мы как-то учить и несамостоятельных детей. И лишь дистанционка помешала этому давно налаженному процессу и обнажила реальную проблему - не гаджетов, не низкой квалификации учителей, а неготовности родителей позволить детям быть самостоятельными...

(с) Анастасия Салтыкова.

Именно поэтому мы в своей работе стараемся с максимальным вниманием подходить к воспитанию самостоятельности. И не выполняем домашнее задание за детей - а лишь объясняем, как выполнить работу самостоятельно. Они прививают ребенку привычку учиться "на черновике", чтобы потом пришел специально обученный Иван Иваныч и доделал его работу. Кому из нас не знакома ситуация - купи российский продукт и "доведи его до ума" (поменяй деталь, отшлифуй углы, подшей юбку)?

Именно поэтому мы в работе со школьниками стараемся с максимальным вниманием подходить к воспитанию самостоятельности. Мы не выполняем домашнее задание за детей - мы объясняем, как выполнить работу самостоятельно. И дистанционное обучение очень в этом помогает!

Если вопрос формирования самостоятельности, помощи по школьной программе или подготовки к экзаменам для вас актуален - заходите к нам в гости: https://www.bezoshibok.ru. Вероятно, мы - именно те, кого вы ищете.