Проект провален. И его провалил я. Осознание этого факта пришло не сразу. Пока взгляд прыгал по цифрам свежего отчета, оно проявлялось всё отчетливее, наливалось тяжестью и наконец вдавило в землю. Практически все ключевые метрики по-прежнему показывали негативную динамику. MVP просто не работал. Времени для возвращения проекта на прямые рельсы больше не было. Крах. Фиаско.
Здравствуйте. «Меня зовут Алексей К. И я только что провалил свой проект». Именно эту фразу я повторял снова и снова четыре года назад, когда пришло осознание - год работы над кейсом ушел в никуда, всё кончено.
В ту пору я не подозревал, что крутость продакт-менеджера растёт пропорционально количеству загубленных им кейсов. И хорошо, что не подозревал - как начинающий product-менеджер многообещающего стартапа по продаже цифровой техники, я свято верил в некие постулаты, которые оказались в корне неверными и в итоге привели к крушению проекта. А наступать на одни и те же грабли – не полезно и очень даже вредно. И поэтому фэйлы приводят к успеху, только если постоянно заниматься поиском своих грабель и выкидывать их без жалости на грабельную свалку.
«ЧТО Я СДЕЛАЛ НЕ ТАК?»
Когда проект закрылся, я взял время чтобы остановиться, подумать и порефлексировать над полученным опытом. И как оказалось – не зря. Потому что в своём неудачном опыте я нашел столько садовых инструментов, что хватило бы на специализированный магазин. Вот некоторые из моих ошибок, многие из которых знакомы каждому продвинутому специалисту в этой сфере:
- Излишняя клиентоориентированность
Когда начинаешь работу над проектом, то план «хочешь сделать популярный продукт – спроси аудиторию как» кажется идеальным. Действительно, кто как не публика знает о своих желаниях больше всего. Давайте спросим ее. ОК, спросили. И оказалось, что аудитория – это не строгий сдержанный мужчина во фраке, а многоглавая Гидра, которой подавай всё и сразу. Во время разработки проекта мы решили угодить всем – и тем, кому нужна была доставка всеми курьерскими компаниями на всём белом свете, и тем, кому нужен был интерфейс сайта потемнее, и тем, кому – посветлее. А в итоге – полная управленческая дезориентация.
- Определение проблем и задач клиентов посредством опросов.
Здесь я без обиняков заявляю следующее – если ваш знакомый product-менеджер заявит, что мол «на своем проекте мы ищем проблемы аудитории через опросы», смело задавайте вопрос: «Сеня, до скольки вчера сидели?». Потому что ваш приятель либо накануне перепил, либо не настолько хорош в этом деле, как вам кажется.
В свое время мы потратили многие рабочие часы на составление опросов для выяснения проблем аудитории. В результатах получали голые цифры по заранее придуманным проблемам (нами же!) и пытались прикрутить их к проекту. Но так это не работает! С помощью методов количественного исследования невозможно общаться с вашей ЦА! К сожалению, я понял это немного позднее, чем следовало.
- Неумение работать с фидбеком
Что я имею ввиду под этим? Не стоит пытаться «объяснить» юзеру его негативный опыт. За вашей сильнейшей психологической потребностью защитить свой проект стоит банальное игнорирование проблем с продуктом. Поверьте, если есть негативный опыт юзера– есть проблемы, есть сбой в onboarding-процессах. Это не пользователь «нажал не ту кнопку» или «указал недопустимое значение», это ваш продукт работает не так как должен. И его надо исправлять. Быстро.
- «Золоченный» MVP
Пожалуйста, запомните, что именно аббревиатура MVP не означает. А не означает она Maximum Viable Product. Потому что MVP – это Minimum Viable Product (минимально жизнеспособный продукт). Это ваш проект, но работающий с минимальным набором основных функций, который поможет понять в каком направлении двигаться, где пользователям хорошо, а где – не очень. Не тратьте ресурсы и время на прикручивание фич, которые не являются основными. Иначе Вы потратите их в никуда. Потому что вы исказите восприятие вашего проекта ЦА и получите гору фидбека по продукту, который по сути своей не является вашим. Потерянные ресурсы, потерянное время.
- Пренебрежение unit-экономикой
Вот мы и подошли к вишенке на этом торте из провалов. Работая над своим кейсом, мы думали лишь об одном – получить клиента несмотря ни на что. И клиенты, действительно, были. Пусть у проекта были проблемы, пусть в фидбеке была доля негативных отзывов, и пусть даже не каждый привлеченный юзер оказывался конверсионным, но тем не менее, конверсии совершались. А тем временем общая убыточность проекта росла. Оказалось, что на привлечение клиента мы тратили больше, чем получали с него прибыли. Без расчета экономической модели проекта мы загубили его на раз-два.
«СОБЕРИСЬ И ПРОДОЛЖАЙ»
Прошло четыре года, и я по-прежнему пытаюсь. Опыт, полученный с первого проекта, помог мне запустить кое-как второй. Сейчас я уже не начинающий продакт-менеджер, а всё более продолжающий. Первый горький опыт помог понять – закреплять полученные знания нужно только практикой. А много знаний не бывает. Поэтому путь к успеху банален и прост – учиться, учиться и еще раз учиться. Провалились? Учиться. Запустились? Учиться. Отдыхаете? Тоже учиться.
Посему я постоянно ищу различные курсы по запуску и ведению MVP. Подобные курсы — это едва ли не единственный способ сегодня получить/отточить свои навыки в этой сфере. Лично мне встречались курсы как неплохие, так и откровенно неприемлемые.
Но у практически всех пройденных/рассмотренных мной программ был один изъян – преподавая полезную теорию, они напрочь забывали о практике. Что это означает для профессии в целом? То, что многие десятки product-менеджеров, так же как и я, совершат одни и те же ошибки и не факт что поймут где они ошиблись.
«НЕ ПРЕКРАЩАЙ УЧИТЬСЯ»
Да, тема образования для молодых бизнесменов, продакт-менеджеров и продакт-теоретиков мрачна и неблагодатна. Но тем приятнее для меня было прочитать о курсе, на который мне не только захотелось записаться, более того – я сожалею, что четыре года назад подобной программы у меня не было.
Речь идёт об максимально прикладном онлайн-курсе по продакт-менеджменту от GeekBrains и Альфа-банк. Курс начинается 6 августа. За три с половиной месяца преподаватели научат:
- Начальному тестированию концепта продукта
- Первичному и вторичному исследованию рынка и конкурентов
- Общаться с аудиторий с помощью интервью (да-да, никаких больше опросов!)
- Расчёту UNIT-экономики (на самом деле это несложно)
- Разбираться в метриках
- Запускать адекватный MVP
… а также, как настраивать аналитику, как строить эффективную воронку продаж и многое другое.
В рамках программы проходят практические задания и разборы домашних заданий. Лучшим студентам предложат стажировку в Альфа-Банке на позиции Junior Product Manager или пилотный запуск продукта совместно с Альфа-Банком.
Лично мне курс приглянулся тем, что организаторы ставят одной из задач – помочь начинающим специалистам преодолеть страх запуска нового проекта. Для меня каждый новый проект – огромный стресс. Возможно, всё дело в отсутствии единой теоретической базы, всё-таки много практики без теории тоже не всегда хорошо.
Вот что говорит по теме в своём фейсбуке Евгений Паршин, автор курса:
Пост в Facebook от Евгения Паршина, автора курса, СPO в Альфа-Банк:
“4.5 года назад я ушел из найма в бизнес и открыл магазин автозапчастей - это было одно из самых важных решений. Благодаря этому решению, я в итоге оказался в IT и продуктовом менеджменте. С тех пор многое изменилось, я научился тестировать спрос на новые продукты за 3 дня и 0 рублей, например :)
Так вот, я прекрасно помню все страхи, сомнения, ошибки и опыт, который я получил. Внезапно, оказалось, что такие страхи не только у меня.
В итоге, я автор и куратор курса по запуску продуктов, который поможет преодолеть страхи запуска и научит запускать быстро, дешево и классно (без перекосов, да).”
Да, как говорится, ничто не ново под луной. Мои страхи, Ваши страхи – всё это было уже не раз и будет еще столько же. А значит преодолеть их реально, главное учиться на ошибках, собирать свои грабли и наблюдать за чужими. Держите нос по ветру в мире product-менеджмента. До скорых встреч.
Вот тут можно узнать о курсе побольше и даже записаться на него: