Когда я думаю о слове «панцирь», у меня в голове рождаются образы черепашек-ниндзя.
Маленькие, прекрасные создания, юные черепашата, единственной защитой которых от сурового мира служил крепкий панцирь, превратились в воинов-мутантов из-за научного эксперимента.
Черепашки-ниндзя сражались со злом на улицах Нью-Йорка, предварительно познав искусство ниндзюцу («искусство скрытности») у своего сэнсэя (он же – крыса-мутант).
Кстати, ниндзюцу – это японская комплексная дисциплина, включающая в себя шпионаж, диверсионную работу в тылу врага, элементы выживания и многое другое.
Очень любопытная у ниндзюцу философия:
Нельзя достичь состояния абсолютной безопасности.
Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс.
Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
Это же идеальная философия для нарциссов, которые могут познать дзен путем духовной дисциплины, практике несопротивления и ниндзюцу!
А помните слова из песни про черепашек-ниндзя?
Мы не жалкие букашки,
Супер-ниндзя-черепашки,
Панцирь носим, как рубашки,
Юные таланты. Да-да!
Это же воодушевляющие слова для нарциссов, которые понимают, что внутри они совсем другие, чем все остальные...
А следующее четверостишие, это уже намёк современным нарциссам на скрытый в них потенциал:
Наш отряд бойцов всегда един!
Вредных, нерадивых победим!
Нас атаки не страшат,
Злых уложим всех подряд!
Если современным нарциссам удастся не сопротивляться своей природе, а обуздать свою силу внутри, направив энергию в продуктивное русло, то они могли бы стать прекрасными воинами, с защитным панцирем, и защищать интересы тех, у кого такого панциря нет.
А таких, на минуточку, много...
Если у нарциссов слабо выражена эмпатия, то они могут прекрасно работать с техникой, технологиями и всем тем, что не требует человеческого общения. И они могут быть в этом сверхэффективными!
Дело в идее, идеалах и ценностях, которые они сами могут выбрать, но в таких случаях всегда нужен правильный сэнсэй.
Для нарциссов Cherchez la Femme (ищите женщину) превращается в Cherchez le Sensei (ищите сэнсэя).
Прежде всего потому, что la Femme рядом с нарциссом без предварительной подготовки le Sensei, сбежит, заболеет, разочаруется, будет страдать, мучиться и места себе не находить.
А в мультфильме у черепашек-нинздя был единственный светлый женский образ девушки-журналиста Эйприл О'Нил, она же была другом-соратником в борьбе со злом, суперзлодеем Шреддером, которому всё время на месте не сиделось, так хотелось зло воротить.
Возможно, и не нужно корректировать то, кем человек является, а необходимо изменить его восприятие, чтобы использовать возможности любого состояния психики в продуктивных для социума целей. Но и социум должен кое-что увидеть, что не всем суждено в этом мире быть в категории «психически здоровая норма» из-за влияния среды.
Это ведь как «средняя температура по больнице» – величина иллюзорная и практически бессмысленная.
И все пазлы сразу бы сложились. Это пример ситуации win-win.
Теперь, про нарциссический панцирь, по-научному...
Вильгельм Райх, австрийский и американский психолог, в 30-ые годы XX века использовал термин «фаллический нарциссизм» в его концепции о «панцире характера» (charaсter armor) как стратегии сопротивления.
Такой «панцирь» у нарциссов являет собой агрессию в качестве самозащиты, демонстрируя самоуверенность, надменность, высокомерие.
Отто Кернберг (этому почетному дедушке уже 91 год) при нарциссическом расстройстве личности (НРЛ) подчеркивает присутствие примитивных защитных механизмов с сохранением высокого уровня функционирования эго. Корни этой патологии он видит в детстве и считает результатом родительского безразличия или издевательски недоброжелательного воспитания.
Кернберг полагает, что в таких ситуациях талант ребенка и позитивные влияния среды могут позволить ребенку частично избавиться от негативных родительских воздействий.
Хайнц Кохут, американский психоаналитик австрийского происхождения, в отличие от Кернберга, считал нарциссизм не патологическим процессом или болезненным отклонением, а задержкой в развитии.
Кохут полагал, что зерна НЛР закладываются в тех случаях, когда лица, осуществляющие заботу о ребенке, оценивают реакции ребенка неверно, не способны понять его.
Фрейд говорил о «первичном» и «вторичном» нарциссизме.
«Первичный нарциссизм» он считал нормальной стадией развития, в которой младенец блаженно фиксирован исключительно на самом себе.
«Вторичный нарциссизм» он видел в патологическом эгоцентризме, отсутствии способности устанавливать продуктивные обоюдные контакты, признавать за другими людьми право на самостоятельные устремления и право на достижение своих личных целей. Окружающие люди представляют для таких личностей интерес только как объекты для манипуляции, «инструменты» для достижения собственных планов.
Александр Лоуэн, американский психотерапевт, считал, что нарциссы бесчувственны к своим собственным чувствам, что объясняет их безжалостность, эксплуативность по отношению к другим людям. Отрицание собственных чувств неизбежно приводит к отрицанию чувств других людей.
Лоуэн отмечает, что психология современного общества, с её ставкой на победу, достижение цели любым путем, жертвует эмоциями, если последние являются этому помехой.
Имидж успеха любой ценой создает статус наибольшего благоприятствования для развития нарциссизма как социального явления.
Он же уточняет:
Длительный словесный контакт с нарциссами приводит к развитию психического истощения, с чем, очевидно, связаны метафоры о «психических вампирах, высасывающих психическую энергию».
Вывод статьи: если нарциссы направят своё внимание на духовную дисциплину и ниндзюцу (или её национальные аналоги), найдут правильного сэнсея-наставника, то у них есть реальный шанс стать новыми героями этого века, новыми черепашками-ниндзя, которые свои недостатки превратили в достоинства и стали любимыми положительными героями, современнными архетипическими образами, несмотря на то, что были изначально пресмыкающимися и мутантами.
А ведь как много раз спасала Нью-Йорк и его жителей эта пятерка: Донателло, Рафаэль, Леонардо, Микеланджело и Мастер Сплинтер?
А имена-то, имена-то какие у них красивые! Согласны?
Берегите, любите, цените и уважайте себя!
И всё будет хорошо!
Если статья была для вас полезной, вы можете угостить меня чашкой кофе ☕️, поставить 👍🏻 или написать комментарий.
Благодарю вас за поддержку этого канала!
Екатерина Михайлова,
Автор, писатель, психолог
Не забудьте подписаться на мой канал в Яндекс.Дзене и Instagram, чтобы не пропустить новые публикации.
Читайте также:
Как нарциссы соблазняют: сладкие фантазии
Почему вы скучаете по нарциссу после расставания?
7 странностей нарциссов, которые могут свести с ума
Жизнь с кривыми зеркалами: как нарциссы отзеркаливают
Эмпаты – это магниты для нарциссов