Найти тему
Слова и музыка Матецкого

ЗАКРЫВАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ “Q”

Q Magazine, один из краеугольных камней британской музыкальной журналистики, закрывается после 34 лет существования. «Пандемия можно сказать добила нас, и в этом вся история», - сообщил редактор издания Тед Кесслер (Ted Kessler) в Твиттере.

Он также поделился письмом редактора об окончательном выпуске, который выйдет 28 июля. В этом письме он сказал: «Я должен извиниться за свою неспособность удержать Q на плаву». Здесь, конечно же, главред напрашивается на комплимент – удержать печатное издание на плаву сегодня практически невозможно, и это не имеет никакого отношения к его способностям как руководителя. Жизнь диктует новые суровые законы: рекламодатели уходят, тиражи падают. В последнее время количество экземпляров Q упало до 28 000 в месяц – и это по сравнению с 200 000 в 2001 году.

Маленькая историческая справка. Журнал был основан в 1986 году знаменитыми журналистами из издания Smash Hits Марком Элленом (Mark Ellen) и Дэвидом Хепвортом (David Hepworth). Важно понимать, что начало издания Q практически совпало с появлением формата CD – этот революционный звуконоситель блестяще "пришёлся ко времени". В этот момент мэйджоры – большие компании грамзаписи (major labels), - охотно тратили деньги на рекламу: новый CD формат приносил им многомиллионные доходы, так как они были обладателями обширных бэк-каталогов. Именно поэтому раздел обзоров альбомов в журнале охватывал не только новые выпуски, но и рецензировал повторные, которые начали обильно появляться в новом CD формате.

Журнал при этом часто характеризовался своей непочтительностью по отношению к артистам, но его ядовитый юмор и разгромные рецензии нравились читателям. За всем этим стояло не просто желание выпендриться и поджелтиться, но и понимание происходящего, а также знание внутреннего устройства музыкального рынка. Поп-звезды жили в страхе оказаться «на крючке» в знаменитой колонке журналиста Тома Хибберта (Tom Hibbert) "Who The Hell Do They Think They Are?" ("Что они, черт возьми, о себе думают?"). Эта колонка, была запущена в конце 80-х и служила «гарпуном для изгнания эгомании и нарциссизма среди артистов». Колонка работала в течение нескольких лет, пока руководство издания не «помягчало» и не изменило политику.

Надо сказать, что Том Хибберт умел дразнить собеседников, пока они не раскрывали свою истинную сущность. «Не придирайся ко мне, мальчик», - не выдержал однажды Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis) во время интервью, в котором всплыли вопросы о его соперничестве с Элвисом Пресли (Elvis Presley). - «Ты снова упоминаешь об Элвисе и продолжаешь копать под меня. Смотри, я убью тебя, так что помоги мне, Боже!»

Похожая история произошла с Ринго Старром (Ringo Starr), когда Хибберт стал принуждать его сравнивать его сольный альбом “Time Takes Time” (1992) с более ранним творчеством. «Мой новый альбом не может превзойти Abbey Road – вы на это намекаете?», - с раздражением переспросил Ринго. - «Это было 30 лет назад, чувак. А я все еще делаю записи, и вы можете слышать, что я по-прежнему отличный музыкант. Перед вами настоящая рок-легенда, чёрт возьми! Я не жду, что вы будете меня облизывать, но было бы правильно, если бы вы просто упомянули мой новый альбом и всех хороших музыкантов, которые со мной записывались».

Но такие «шершавости» - скорей исключение: в целом Q умел поддерживать неплохие отношения с объектами своих статей и интервью.

Ещё немного из истории журнала: первой звездой на обложке Q был Пол Маккартни (Paul McCartney).

-2

За ним следовали обложки с Родом Стюартом (Rod Stewart) и Элтоном Джоном (Elton John) – причём он шёл с подзаголовком: «Остроумие, мудрость, гардероб». Были на обложке и такие артисты, как Мадонна (Madonna), Принс (Prince), Кейт Буш (Kate Bush), Nirvana, Oasis, беременная Бритни Спирс (Britney Spears) и обнаженный Теренс Трент Д'Арби (Terence Trent D’Arby). 

-3

Бывший редактор Дэнни Келли (Danny Kelly) позже так прокомментировал эту обложку: «Д'Арби был единственной звездой, достаточно красивой и эгоистичной, чтобы без уговоров снять одежду». Но прикрыть его frontal nudity всё-таки пришлось.

Журнал процветал в годы, когда царил брит-поп, но к середине 2010-х годов его репутация стала выдыхаться – никого особо не возбуждали такие рубрики как «10 величайших концертов всех времен» или «120 величайших рок-н-ролльных историй». Журналистика стала исчезать из издания.

Не так давно журнал пережил успешный ребрендинг под руководством Теда Кесслера, которого назначили редактором в 2017 году. Новый руководитель сделал ставку на откровенные, глубокие интервью с такими людьми, как Лана Дель Рей (Lana Del Rey), Tame Impala и Muse. Казалось бы, у Q появился новый шанс.

Однако в мае 2020 года владелец Q компания Bauer Media пересмотрела политику в отношении журнала - а также ряда других изданий в своем корпоративном портфеле, - поскольку доходы от продаж и рекламы резко сократились во время пандемии. В результате было принято решение о закрытии издания. Последний номер будет иметь обложку с подзаголовком: «Приключения с легендами, 1986 - 2020 годы».

Я долгое время покупал и читал Q, но примерно с 2010 перестал делать это, переключившись на MOJO и UNCUT. У меня осталось много старых номеров – целая коллекция: часть из них вы можете видеть на снимке в начале статьи.

Осенью 2009 года я был на мероприятии Q Awards в Лондоне, в Grosvenor House: в тот год в тусовке принимали участие Amy Winehouse, Robert Plant, Muse, Kasabian, The Specials и много кто ещё. Я неоднократно рассказывал про это событие в программе СВМ на МАЯКе. И фотографию с Плантом с этого мероприятия публиковал – посмотрите материал от 2 января 2019 года.

Вот как отреагировал Боно (Bono) на новость о закрытии журнала: «Я буду скучать по Q, потому что в нем было все, что хочется получить от музыкального журнала: и серьезное, и глупое. Он был ловко сделан!».