ТЕСТ НАХОДИТСЯ НИЖЕ
Во все времена люди пытались каким-то образом оценить и сравнить способности той или иной личности. В результате, за историю человечества было разработано огромнейшее количество разных методик. Большинство из них не прошло проверку временем и не отличались достаточной надежностью и достоверностью. Но концепция Коэффициента интеллекта прошла длительную проверку временем, и до сегодняшнего для считается одной из самых достоверных методик оценивания умственных способностей личности. Немного теории. Если заглянуть в Википедию, то там можно найти такое определение: Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня Интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ. равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, 130—140. отличников. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость. Представляю вам тестирование IQ. Основанное на теории интеллекта и разработках известного психолога Реймонда Кеттелла. Согласно его теории, интеллект можно условно разделить на подвижный интеллект (англ. fluid intelligence, Gf) — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта; и кристаллизовавшийся интеллект (англ. сгystallized intelligence, Gc).
Подвижный интеллект (его еще называют Свободный интеллект) Согласно теории относится ко всем областям жизни, но больше всего относится к научно-техническим отраслям, математике, программированию. Он включает в себя способность к обучению, индуктивному и дедуктивному мышлению, абстрактному мышлению, распознаванию связей и закономерностей. Подвижный интеллект использует рабочую память и часто его уровень у человека вообще тесно связывают с размером рабочей памяти. В связи с этим возникла теория о возможности развития подвижного интеллекта путём развития рабочей памяти, пользуясь техниками вроде n-назад. Подвижный интеллект человека возрастает примерно до 30-40 лет, после чего начинается его снижение. Подвижный интеллект преобладает, например, у больных аутизмом.
Кристаллизовавшийся интеллект отвечает за извлечение знаний и навыков из долговременной памяти и применение их в привычных условиях, где не требуется включения подвижного интеллекта. Кристаллизовавшийся интеллект определяется объёмом и глубиной накопленных знаний, словарным запасом, Он включает в себя вербальные способности и часто измеряется именно по уровню вербальных способностей. Обычно уровень кристаллизовавшегося Интеллекта человека в различных жизненных областях разный. Кристаллизовавшийся интеллект человека возрастает до наступления старости, после чего обычно начинается его снижение.
Кристаллизовавшийся интеллект не является «кристаллизованной» формой подвижного интеллекта это функционально разные процессы, хотя уровень кристаллизовавшегося интеллекта зависит от уровня подвижного, потому что люди с высоким подвижным интеллектом, обучаясь быстрее, соответственно быстрее накапливают и кристаллизовавшийся интеллект, что подтверждают IQ-тесты. Особенностью данного тестирования является то, что здесь реализован так называемый «культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла, который измеряет подвижный интеллект, достоинством которого является то, что результаты не зависят от культурных особенностей конкретного человека. Другими словами этот тест можно применять независимо от социального, культурного, расового происхождения испытуемого. Общая характеристика теста «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан в 1949 году Институтом Личностного тестирования и тестирования способностей и затем неоднократно переиздавался. Тест прошел проверку на валидность и надежность, стандартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии. Валидность проверялась на основе факторного анализа (конструктивная валидность). Была показана большая насыщенность теста общим фактором интеллекта «д». Полученные коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0.78 до 0.83. Проверка валидности по содержанию дала высокие корреляции со Станфордской формой теста Бине 0.85) и с общим интеллектом теста Векслера (0.84). Надежность проверялась методом ретестирования и оценки гомогенности задач теста (по каждой серии). Для выборки 450 учащихся в США был получен коэффициент 0.85, а для выборки лиц с высшим образованием— 0.82. Средний коэффициент гомогенности для различных выборок колебался в пределах 0.71-0.91.
Существует три варианта теста:
1. GFT 1 — для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек Психического развития.
2. GFT 2 — для диагностики «нормальной» выборки с 8-и до 60-лет.
3. GFT 3 — для исследования одаренных лиц. В данной статье реализован вариант GFT 2, который является полностью валидным инструментом для определения Коэффициента Интеллекта.