Америка горит. Пылают не только американские города, но и корабли военно-морского флота. И трудно отделаться от мысли, что все это части одной картины. Перепечатываем отрывки из статьи газеты «Взгляд» «Пожар на гигантском корабле обнажил признаки распада ВМС США».
«В Сан-Диего вот уже два дня горит универсальный десантный корабль ВМС США «Боном Ричард». Огромный корабль, размером с авианосец, водоизмещением 41 000 тонн, способный нести десант численностью в полтора усиленных батальона по нашим штатам, с техникой, тылами, запасами материально-технических средств на несколько дней боев. А еще авиацию для высадки трети этих сил с воздуха. И ударные вертолеты. И штурмовики-«вертикалки»».
«Сейчас он выгорает. Уже произошло обрушение части палуб и надстройки. Корабль получил большой дифферент из-за принятой воды, сильный крен на правый борт, еще десять часов назад у брошенной на палубе техники уже плавились шины от тепла. С тех пор ничего не стало лучше. Корабль с высокой степенью вероятности будет списан».
«Этот пожар – не просто пожар. Это символ. Символ медленно, но неотвратимо идущих процессов упадка в самых сильных и многочисленных ВМС в мире».
Комментарий НИКСа. Чисто формально ВМФ США уже не является самым многочисленным в мире. По данным американского Центра стратегических исследований, численность ВМФ КНР в 2019 году достигла 335 боевых единиц против 296 американских кораблей. Дональд Трамп, правда, неоднократно заявлял, что намерен довести численность американского флота до 350 кораблей, однако и Китай не собирается стоять на месте. По данным аналитического центра Конгресса США, на конец 2020 года в составе ВМФ Китая будет 360 кораблей, а к 2030 году их число планируется довести до 425 единиц. Разумеется, Китаю пока нечего противопоставить тоннажу и мощи 11 американских атомных авианосцев, но по формальному признаку самым многочисленным военно-морским флотом с 2019 года обладает именно КНР. Для сравнения: в ВМФ России по состоянию на 2020 год входит 296 кораблей, катеров и подводных лодок, однако без катеров получается 235 единиц. При этом в 2010 году ВМФ России насчитывал всего 136 кораблей. Опять же для сравнения: в состав самого большого на тот момент в мире ВМФ СССР в 1985 году входил 1561 корабль. Советский флот даже по тоннажу превосходил американский на 17%. У США в том же году насчитывалось всего 542 корабля, хотя еще в 1970-х американский флот включал 847 боевых единиц.
«Американцы часто сокрушаются о том, что вот при Рейгане у нас был флот, а сейчас... Они правы. Особенно бросается в глаза разница в умении бороться за свой корабль, вести борьбу за живучесть. Дело в том, что обеспечение живучести корабля в ВМС США было почти что религией. Никто и никогда не уделял этому вопросу столько времени и сил, сколько американцы. Даже сравнимое количество никто не уделял».
«В 1988 году фрегат «Сэмюэль Робертс» (тип «Оливер Перри»), выполняя боевые задачи в Персидском заливе, подорвался на иранской морской мине. Взрыв произошел под килем корабля и привел к обширным разрушениям – киль был частично оторван, началось разрушение силового набора корпуса (говоря простонародным языком – он начал разваливаться). Турбины были сорваны с фундаментов, машинное отделение и часть других отсеков оказались затопленными, корабль мгновенно остался без электричества. Размер полученной пробоины составлял 4,6 метра в длину. Выше подвергнувшихся затоплению отсеков возник обширный пожар».
«Невероятно, но в тот день фрегат ушел с минного поля своим ходом, и в дальнейшем был восстановлен. И это не удача, это сочетание продуманной конструкции (у фрегатов «Перри» имелись вспомогательные выдвижные электрические винто-рулевые колонки, на которых он и ушел после восстановления электроснабжения) и действий команды, которая смогла остановить разрушение корпуса, стянув элементы его набора тросами, а электроснабжение корабля восстановила уже через пять минут. Еще через считанные минуты была восстановлена боеспособность всего корабельного оружия и работа радиолокаторов. Через пять часов приток воды был остановлен, а пожар потушен, и корабль со скоростью пять узлов отправился на встречу со спасателями».
«Это был не единственный случай. До этого, в 1987 году, иракцы поразили однотипный «Робертсу» фрегат «Старк» (на фото выше, – прим. НИКСа) двумя противокорабельными ракетами «Экзосет». И этот корабль выжил и продолжил службу, и тоже потому, что команда справилась с повреждениями и спасла свой корабль».
«Для сравнения: за пять лет до этого одной ракеты «Экзосет» хватило для уничтожения британского эсминца «Шеффилд» во время Фолклендской войны. Будь на «Шеффилде» американский экипаж, корабль бы уцелел».
«Надо сказать, что проблемы с пожарами на кораблях у американцев начались не вчера. В 2011 году в ходе ремонта загорелся эсминец «Спрюенс» типа «Арли Берк». В 2012 году сгорела и была списана многоцелевая атомная подлодка «Майами». Затем, время от времени, на находящихся на ремонтах боевых кораблях вспыхивали пожары, по масштабам сравнимые с тем, который мы недавно наблюдали на «Кузнецове». Так, в 2018 году имел место пожар на десантном корабле-доке «Остин», а в прошлом году на УДК «Иводзима», систершипе «Боном Ричарда». Были и другие инциденты».
«Тот факт, что корабли в ВМС США так часто подвергаются обширным возгораниям, является свидетельством того, что американцы начали массово пренебрегать нормами техники безопасности. Так, «Майами» сгорела из-за одного рабочего. И это тоже очень неамериканская черта. Кто работал с американцами, тот знает, какое внимание они уделяют технике безопасности и насколько строгие у них ограничения. Но вот в ВМС почему-то это качество утратилось, нарушения оказались повсеместными, последствия – ужасными, а меры по предотвращению повторения этих последствий – никакими».
«Пожар на «Боном Ричарде» – особый случай даже на этом фоне. Корабль не стоял в доке, не был обесточен. Он был пришвартован к пирсу. На нем было минимальное количество членов экипажа. Но всё же их было около 160 человек, не считая рабочих на борту. И эти 160 человек не смогли ни вовремя обнаружить факт возгорания, ни своевременно приступить к его тушению. Командование военно-морской базы не смогло своевременно организовать тушение, а отвечающие за тушение пожаров части не смогли оказаться на месте вовремя».
«Впрочем, на самом деле, пожар на «Боном Ричарде» и то, как его тушат – это признак куда более масштабных явлений, чем просто утрата опыта в спасении кораблей от огня».
«Громкие столкновения американских боевых кораблей с торговыми судами разных стран, произошедшие в последние годы, и совершенно скандальные результаты расследования этих инцидентов показывают, что в ВМС США существенно снизились дисциплина личного состава, профессионализм офицеров, ответственных за кораблевождение, уровень дисциплины при несении вахт. При этом, как показывают сообщения ряда американских экспертов, имеет место резкий рост нагрузки на личный состав. Более того, из-за нехватки личного состава к работе с корабельными системами зачастую допускаются лица, не имеющие должной квалификации».
Комментарий НИКСа. Два самых скандальных столкновения кораблей ВМС США с гражданскими судами произошли в 2017 году. Эсминец Fitzgerald столкнулся недалеко от берегов Японии с филиппинским контейнеровозом Crystal. Предпосылкой аварии стало то, что эсминец пер напролом в водах, которые буквально кишели гражданскими судами, причем вахта на мостике даже не осознавала, что творит. Далее старший вахтенный офицер не смог – вернее, не смогла, поскольку эту роль выполняла лейтенант Сара Коппок – правильно определить курс контейнеровоза на радаре. Наблюдатели с биноклями стояли почему-то только с левого борта, хотя по морскому праву уступать дорогу нужно судам, движущимся с правого борта. За три минуты до столкновения на мостике военного корабля началась паника. Вахтенный офицер сначала отдала приказ свернуть с курса, потом его отменила и приказала разогнаться и проскочить перед носом контейнеровоза. Ни один из этих приказов не выполнялся до тех пор, пока штурвал не перехватил боцман. Однако было уже поздно. В результате столкновения погибли семь моряков, захлебнувшихся в машинном отделении. Чудом выжил капитан корабля: его каюта была разбита, но он удачно повис за бортом. Любопытно, что в Америке до сих пор бытует версия, что это столкновения стало результатом применения русскими некоего навигационного оружия, искажавшего сигналы GPS и ослепившего радар американского корабля. Нашлись даже те, кто уверяли, что русские взломали автопилот контейнеровоза и направили его на эсминец. Кстати, по иронии судьбы, сгоревший в Сан-Диего десантный корабль «парковался» как раз рядом с эсминцем Fitzgerald, который все еще стоит в ремонте после столкновения 2017 года. Не менее скандальным получилось и столкновение в том же году эсминца McCain с танкером у берегов Малайзии (на фото выше). Капитан корабля заметил, что рулевой испытывает затруднения, управляя одновременно штурвалом и скоростью. Капитан передал управление скоростью на другой пост. Однако при этом на другой пост перешло и управление штурвалом. Пока на мостике разбирались, почему корабль перестал слушаться руля, в борт им въехала «бульба» танкера, под который эсминец сам же и залез. В итоге 10 моряков «пропали без вести». Впрочем, несмотря на серьезные повреждения и McCain, и Fitzgerald были спасены экипажем. Этот навык в то время еще работал.
«Отечественному читателю абсолютно неизвестны эти факты, но некомплект на вспомогательных должностях в Афганистане и Ираке США закрывали весьма экстравагантным способом – моряки с кораблей и подводных лодок проходили короткий курс боевой подготовки в учебных частях морской пехоты и с оружием в руках отправлялись в качестве солдат в горячие точки. В итоге гидроакустик, в подготовку которого были вложены многие миллионы долларов и десяток лет, оказывался часовым на базе морской пехоты в Афганистане. На штурмы высоток и зачистки кишлаков он не ходил, но при нападениях талибов на охраняемый объект приходилось воевать по-настоящему. У нас в стране такое последний раз было в ходе Великой Отечественной войны, а в ВМС США это норма и сейчас. Легко представить себе, как эта практика влияет на боеготовность флота вести войну на море».
«Теперь мы видим, что атрибутивное в прошлом качество американских экипажей – умение вести борьбу за живучесть на недосягаемом для большинства флотов мира уровне – тоже, мягко говоря, под вопросом. И способность соблюдать придуманные много лет назад правила техники безопасности, которые ранее соблюдались без особых затруднений – тоже под вопросом».
«И возникает вопрос: а что у них вообще не под вопросом? Кроме способности ударить крылатыми ракетами по беззащитной стране или баллистическими ядерными с подлодок по защищенной? И ответ на такой вопрос не очевиден».
«Не стоит понимать все вышеперечисленное как желание представить ВМС США небоеспособными – это не так, причем очень сильно не так».
«Но вместе с тем нельзя не увидеть огромную волну по-настоящему опасных для американской мощи кризисных явлений в их военно-морских силах. Каждое из них в отдельности значило бы очень мало. Все вместе и одновременно они значат очень много – они значат, что ВМС США стоят на пороге тяжелого системного кризиса».
«И сгоревший корабль-гигант – ярчайшее во всех смыслах тому подтверждение. Последствия этого кризиса проявятся в полном объеме не сразу, но потенциально они могут стоить Америке очень многого».
Комментарий НИКСа. Вместо послесловия приведем выдержку из статьи Forbes USA: «Только за последние несколько месяцев на кораблях ВМС США во время техобслуживания вспыхнуло несколько пожаров, однако командование, похоже, эту проблему игнорирует, предпочитая злорадствовать и тыкать пальцами, когда пожары на верфи чуть было не уничтожили в 2019 году российский авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов»».
Похоже, американский флот постепенно впадает в то состояние, из которого с таким трудом выходит российский.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
источник: NIX.ru