Найти тему

Превентивный подход: ещё раз о профилактике

Публикую отрывки из беседы с академиком РАН, основоположником профилактической медицины в нашей стране, выдающимся интернистом и кардиологом.

- Как вы склонны оценивать нынешнюю ситуацию с заболеваемостью и смертностью от неинфекционных заболеваний в нашей стране?

- Конечно, в этом плане мы сильно отстаём от экономически развитых стран раз в 5. Прежде всего, это касается сердечно-сосудистых заболеваний, болезней дыхательной системы, сахарного диабета II типа, а также злокачественных новообразований. Однако за последние лет 15 у нас наблюдается прогресс. Об этом говорят цифры, полученные в ходе серьёзных клинико-социальных исследований. Смертность снижается. Рождаемость растёт, как и продолжительность жизни. Пусть и не стремительный, но прогресс есть.

И всё же у меня нет уверенности в том, что эта тенденция останется устойчивой. Дай бог мне ошибаться. Здоровье нации зависит не только от качества медицинской помощи, но и от политической и социально-экономической ситуации в стране. Нынешние тенденции в этом вопросе вызывают тревогу… Как бы это не «подкосило» нас. Именно социальный уровень жизни в стране лежит в основе всевозможных демографических показателей.

- За счёт чего, на ваш взгляд, Западу удалось достичь столь завидных демографических показателей в этом направлении?

- Не знаю, удивлю я кого-то или нет, но, главным образом, это произошло благодаря разумному и адекватному распределению материальных ресурсов на программы по борьбе с основными факторами риска наиболее социально значимых НИЗ, а также – на активную пропаганду здорового образа жизни населения. Используя этот подход, экономически развитые страны ещё в 70-х годах XX века создали национальные программы, в которых профилактика неинфекционных болезней стала краеугольным камнем. Так что дело здесь, в первую очередь, не в самых современных медикаментах, а также высокотехнологичной медицинской помощи. Это – вторично.

Благосостояние населения на Западе в разы выше, чем у нас. Это касается и дохода на душу населения в среднем, и уровня общей тревожности, и качества медицинского обслуживания. Думаю, что наше государство делает всё от него зависящее, однако экономически развитые страны нам пока догнать не удаётся и отстаём мы существенно.

- Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 25% нашего населения уверены, что за неудовлетворительным состоянием их здоровья стоит низкий уровень квалификации отечественных врачей. У вас есть комментарии на этот счёт?

- Я не очень верю «гласу народа», который, как известно, не только «Глас Божий», но и «Христа распял». Иными словами – я не согласен с такими данными ВЦИОМа. Состояние здоровья, наряду с прочим, во многом зависит от самого человека. Занимать позицию «Я весь такой хороший, а виноваты во всём государства и доктора» – инфантилизм. Это нужно искоренять в нашей ментальности. Конечно, врачи не идеальны и, как и все люди, допускают ошибки, но алкоголь-то они не вливают в горло людям, сигареты не предлагают, не угощают пациентов сладкой и жирной пищей. Очень многое зависит от самого человека. Насильно никого не оздоровишь.

- Выходит, что персональная ответственность за собственное здоровье крайне важна?

- А как же! Это, если хотите, одна из составляющих профилактики НИЗ. Наиболее важная, по моему глубочайшему убеждению. Я полный противник того, чтобы заставлять людей быть здоровыми. Административно-командные методы здесь не помогут. Человека нужно просветить, создать стимулы для ведения ЗОЖ, а также предоставить все необходимые условия для выполнений рекомендаций врача. Именно рекомендаций. Назидательный тон, как правило, встречает автоматическое неприятие и дух противоречия. Люди не воспринимают командного тона. В этом я убедился на собственном опыте, когда буквально настаивал на том, чтобы мои пациенты отказались от табакокурения. Как только я «включал» безапелляционный тон командира, так сразу терпел фиаско. Врач не должен быть цербером или жандармом. Ему следует выступать неким проводником человеком в мир здорового образа жизни, максимально ускоряя этот процесс собственным примером и профессионализмом.

- И тем не менее, почему, всё же, наше население в общем и целом не доверяет врачам?

- По всей видимости, речь идёт о медицинском обслуживании. Конечно, доля вины приходится непосредственно на докторов. Дело в том, что за последние 25 лет лет в нашей стране значительно снизился уровень медицинского образования. Студенты проводят мало времени у постели больного, а то и не проводят вовсе. Виртуальные образовательные программы – огромный плюс. Симуляционные курсы для отработки практических навыков – тоже.

Я закончил медицинский вуз более полувека назад, и у нас не было таких возможностей. Однако начиная с III курса вузовского обучения, мы очень много времени проводили в клиниках, с пациентами. С манекеном не поговоришь. Книга или виртуальный образовательный портал тебе не пожалуются на одышку или сердцебиение. Нельзя изымать из учебного процесса практические занятия у постели больного. Именно там у будущих специалистов формируется клиническое мышление – основной инструмент дифференциальной диагностики, с помощью которого врач приходит к правильному диагнозу и, как следствие, адекватному лечению пациента.

- Должен ли врач быть примером для пациента в плане ведения ЗОЖ?

- Однозначно. Авторитет врача во многом зиждется на собственном образе жизни и отсутствии вредных привычек. То, что курить вредно – понятно и без доктора. А ещё, по моему мнению, многое зависит от СМИ: именно они формируют общественное мнение. Несколько моих друзей не так давно бросили курить. И заметьте, не потому что стали плохо себя чувствовать. К ним пришло чёткое осознание того, что в цивилизованном обществе неприлично «дымить». Особенно это развито за рубежом, и мы не должны отставать.