Найти в Дзене
Газэта ARCHE

Чем компания 2020 года в Беларуси похожа на 2001 года

Если и можно согласиться с Лидией Ермошиной, то это в том, что избирательная кампания 2020 года похожа на кампанию 2001-го. Конечно, лучше бы она была похожа на выборы 1994 года, но что есть, то есть. Немногие знают, что Лидия Ермошина была членом Центральной избирательной комиссии и в 1994 году. К счастью для тогдашних претендентов на президентское кресло, она тогда ничем не запомнилась.

Членом комиссии она стала 22 апреля 1992 года. В народе есть такая поговорка: как сядешь, так и поедешь. Так вот, перед утверждением в Верховном Совете кандидатуры Ермошиной и еще четырех соперников (среди которых был и небезизвестный Валентин Сукало) в оппозиции БНФ ко всем пятерым возникли законные претензии, а именно: депутатам не были представлены протоколы, которые бы свидетельствовали об обсуждении предложенных кандидатур республиканскими общественными организациями, как того требовал арт. 20 Закона О выборах народных депутатов 1989 года.

Это к вопросу о легитимности.

Как уже говорилось, во время первых президентских выборов 1994 года Ермошина ничем особо себя не проявила – набиралась опыта. » Выпрямить крылья " нынешняя вершительница судеб претендентов и кандидатов в президенты смогла только с ноября 1996 года – после незаконного отстранения от должности председателя комиссии Виктора Гончара: 6 декабря 1996 года своим указом Лукашенко назначил Лидию Ермошину председателем упомянутой комиссии.

Что же, сорока Сороку видит издалека.

И это тоже к вопросу о легитимности.

А теперь вернемся к избирательной кампании 2001 года и посмотрим, чем же она похожа на кампании 2020 года.

В 2001 году из 23 зарегистрированных Центризбиркомом инициативных групп собрать 100 тысяч подписей избирателей смогли только 11. но так предполагали потенциальные кандидаты в президенты. У Ермошиной-а значит, и у комиссии-была своя арифметика. Когда пришла пора открыть карты, Центризбирком заявил, что Юрий Даньков сдал в территориальные избирательные комиссии не сто с лишним тысяч подписей, а только 80 940, Сергей Калякин – 96 871, Павел Козловский-80 684 Михаил Маринич-96 295, Леонид Синицын-86 034, Виктор Терещенко – 68 307 и Михаил Чигирь-87 306. Такое было возможно потому, что закон не обязывал территориальные избирательные комиссии взамен принятых подписей выдавать членам инициативных групп документы, которые бы подтверждали количество принятых подписных листов и подписей – достаточно «слова джентльмена». Главное-сделать потом честный вид и сказать, глядя прямо в глаза, что им сдали именно столько подписей – и ни на один больше. Естественно,» утерянные " подписи так и не нашлись.

Некоторые наивные претенденты пытались протестовать, но доказать что-либо «честным» комиссиям так и не смогли.

Пожалуй, самым оригинальным способом отстаивал свое право стать кандидатом в президенты Леонид Синицын. Наверное, опыт работы во властных структурах его чему-то научил.

Леонид Синицын и Александр Лукашенко
Леонид Синицын и Александр Лукашенко

Когда на заседании Центризбиркома Лидия Ермошина заявила, что до заветных ста тысяч подписей ему не хватает каких-то 13 996, Синицын достал "из широкой штанины" нужное количество: оказалось, что в территориальные комиссии он сдал не все собранные подписи. Но это ему не помогло, он не смог доказать, что отсутствующие подписи были собраны в установленные законом сроки, а не позднее. Не помогло Синицыну и открытое письмо, с которым он обратился к Лукашенко и членам Центральной комиссии.

Но вернемся к кампании 2020 года. По сведениям территориальных избирательных комиссий, у Валерия Цепкало из примерно 165 тысяч сданных подписей после проверки недействительными были признаны 90 тысяч, а у Виктора Бабарико из 365 тысяч подписей-около 200 тысяч. И это несмотря на тщательную проверку подписных листов юристами обоих избирательных штабов! (Правда, у Бабарико, в отличие от Цепкало, количество оставшихся после секвестра подписей значительно превысило требуемые для регистрации в качестве кандидата в президенты 100 тысяч.)

-3

Дополняет картину приписка дополнительных подписей избирателей инициативным группам Канопацкой и Черечень Чем закончится эта эпопея, пока не ясно, но беспардонное жонглирование цифрами свидетельствует о полной уверенности комиссии в своей безнаказанности.

Как видим, цель избирательных кампаний 2001 и 2020 годов одна - отстранить от участия в выборах как можно большее количество претендентов, которые могут составить серьезную конкуренцию действующему президенту. Способы же достижения разные: от кражи подписей до их приписывания, что, в принципе, из одной и той же оперы.

Автор Михаил Плиска

Оригинал статьи можно прочитать на нашем сайте https://gazeta.arche.by/article/422.html