Найти в Дзене

The Velvet Underground - группа стоявшая у истоков альтернативной и экспериментальной рок-музыки

Оглавление

The Velvet Underground  - американская рок-группа 1960-х и 1970-х годов, стоявшая у истоков альтернативной и экспериментальной рок-музыки. Название часто сокращают до V.U. или The Velvets. Ключевые участники Velvet Underground — Лу Рид и Джон Кейл, относительно успешно продолжавшие сольную карьеру после ухода из группы.

Несмотря на то, что пластинки группы продавались небольшими тиражами, Velvet Underground оказали огромное влияние на судьбу рок-музыки. Хорошо демонстрирует влияние Velvet Underground известная фраза о том, что мало кто покупал пластинки Velvet Underground в то время, когда они выходили, но каждый, кто купил, основал свою собственную группу. Критики соглашаются, что творчество группы стало поворотным моментом в истории рок-музыки. Velvet Underground были одной из первых групп, экспериментировавших в авангардном направлении. Сложный, экспериментальный звук и жёсткие, реалистичные тексты Лу Рида оказали сильное влияние на развитие панка, нойз-рока и альтернативного рока. Медитативность, тягучесть композиций первого альбома группы повлияла на становление постпанка, эксперименты с фидбэком и нойзом на втором альбоме — на нойз-рок и нойз-поп, особенно на группу Jesus And Mary Chain, а мелодичность и мягкость звучания третьего альбома — на инди-рок и фолк-рок

Начало группы, в дальнейшем известной как The Velvet Undergound, относится к 1964 году. В то время Лу Рид играл в незначительных гаражных группах, а также работал автором песен для лейбла Pickwick Records. В конце года он встретился с Джоном Кейлом — валлийцем, переехавшим в Америку для обучения классической музыке. В то время Кейл уже начинал сотрудничать с авангардными композиторами вроде Джона Кейджа и Ла Монти Янга, влияние музыки которых ощущается на ранних записях The Velvet Underground. Кейл был приятно поражён тем, что его экспериментальные идеи совпадают с идеями Рида, который, к примеру, пытался использовать нетрадиционную настройку гитар, чтобы добиться более мрачного саунда. В итоге Рид и Кейл начали играть и выступать вместе.

Первым названием было The Primitives, в качестве дуэта коллектив просуществовал недолго. К Риду и Джону присоединились гитарист Стерлинг Моррисон и ударник Ангус Маклис. Еще дважды менялось название команды, но, когда Рид наткнулся на книгу The Velvet Underground о садомазохизме, музыканты посчитали это точным отражением их направления и присвоили название себе.

В начале 1965-го начались интенсивные репетиции. Музыка того периода характеризуется мелодичностью и мягкостью. Летом этого года была записана демоверсия первой песни прямо в квартире.

Когда группа заработала около 75 долларов за свой концерт в школе города Саммит, Маклис ушёл из группы, он объяснил это тем, что группа «продалась» — по словам Моррисона, он играл только ради искусства. Заменой Маклиса стала Морин Такер, младшая сестра друга Моррисона Джима Такера. Упрощённый барабанный стиль Такер стал для группы чем-то абсолютно новым: она играла в основном на том-томах и бас-бочке, используя молотки в качестве ударных палочек и практически не задействуя тарелки. Когда остальные участники попросили Такер о чём-нибудь необычном, она слегка передвинула бас-бочку и стала играть стоя, а когда её установка была забыта в одном из клубов, Морин сделала новую из найденных на помойке бочек и ящиков. Своеобразные ритмы Такер стали органичной частью общего саунда группы. The Velvets стали играть в клубах и постепенно добились определённой известности в узких кругах.

Первым продюсером стал Энди Уорхол, подарив ребятам возможность записывать музыку в студии Verve Records. Он пригласил новую солистку — немку Нико, с которой был записан дебютный альбом в 1967 году. Несмотря на то, что пластинка выражала «новое слово» в рок-музыке, на момент выхода она не возымела успеха и оказалась в конце топ-200 хит-парада Billboard.

Нико и Уорхол прекратили сотрудничество с The Velvet Underground. В 1967 году вместе с новым менеджером Томом Уилсоном начали работать над пластинкой White Light/White Heat. В это время музыка приобрела тяжелый и жесткий характер. Альбом оказался еще более провальным, чем первый.

The Velvet Underground продолжали выступать живьём, и их концерты становились всё тяжелее и экспериментальнее, в них стали присутствовать многочисленные импровизации. Стали применяться абсолютно новые для того времени звуковые эффекты. Материал группы стал более сырым, грязным и жёстким; по утверждению Кейла, если на первом альбоме были моменты слабости и красоты, то второй альбом стал «сознательно анти-красивым».

Лу Рид разочаровался в группе и под началом нового продюсера ушел строить сольную карьеру. В тот момент подходила к концу работа над четвертым альбомом в дискографии, ставшим в какой-то степени победой коллектива. The Velvet Underground устроили гастроли по США и за их пределами. Однако это не спасло группу от распада. Состав участников стал постоянно меняться, противоречия нарастали, поклонники негативно реагировали на это. В 1972 году The Velvet Underground прекратила свое существование. Попытки восстановления легендарного состава были. В 1993 году прошли гастроли по Европе и еще несколько совместных выступлений. Однако Рид и Кейл снова вступили в конфронтацию, и команда распалась во второй раз.

Их самые популярные альбомы:

The Velvet Underground

White Light/White Heat

В следующий раз будут Sex Pistols.