Найти тему

"Турболёт": как в СССР создали "летающий стол"

В монинском авиамузее есть очень интересный экспонат, не похожий ни на один существующий летательный аппарат. Тем не менее эта странная конструкция, прозванная "летающим столом", сыграла очень важную роль в создании первых советских самолётов вертикального взлёта и посадки.

Идеей создания СВВП в Советском Союзе начали интересоваться ещё в конце 40-х годов. Для отработки различных технических решений в 1955 году построили испытательный стенд, названный "Турболётом". По сути он представлял собой установленный вертикально двигатель, вокруг которого крепились металлические фермы. В верхней части конструкции располагалась кабина, в которой лётчик-испытатель располагался не сидя, а полулёжа.

-2

Ни крыльев, ни стабилизаторов, ни каких-либо других аэродинамических поверхностей "Турболёт" не имел. Управляемость аппарату обеспечивали два типа рулей: газовые и струйные. Первые устанавливались у сопла двигателя и регулировали его вектор тяги, давая возможность управлять тангажом и креном. Вторые же находились на четырёх штангах и позволяли управлять креном, тангажом и рысканьем.

Первоначально на "Турболёте" был установлен двигатель РД-45Ф - советская копия английского Rolls-Royce Nene II. Однако уже в 1956 году аппарат получил новый двигатель - РД-9, установленный в том числе на МиГ-19 и Як-25.

"Турболёт" оснащался двумя топливными баками по 200 литров каждый, обеспечивающих летальному аппарату 10 минут полёта. По воспоминаниям очевидцев, устойчивость "Турболёта" в воздухе была невысокой и всегда существовала опасность опрокидывания. Вкупе с отсутствием средств спасения лётчика всё это делало полёты "летающего стола" очень опасными. И тем не менее история эксплуатации "Турболёта" была безаварийной - лётчик-испытатель Юрий Гарнаев совершил на нём несколько десятков успешных полётов.

-4

Широкой публике "Турболёт" демонстрировался лишь единожды - на авиапараде в Тушино в 1958 году, произведя фурор среди зрителей. А спустя 6 лет совершил свой первый полёт Як-36 - первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки. При создании Як-36 активно использовался опыт, полученный по результатам полётов "летающего стола." А сам испытательный стенд после окончания исследований оставался в ЛИИ имени Громова до 1974 года, после чего его передали в Монино.

Материалы по теме:

Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus

Аэропорт Адлера: взлёты и посадки. Часть 1

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA

Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"

Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767

Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани

Классика советской авиации: авиамузей в Минводах