Кажется, это был второй класс. На фоне стихотворения Михалкова "А что у вас?" ("Мамы разные нужны. Мамы разные важны") мы, один за другим, коротенько рассказывали, кем работают наши мамы. Пилотов-мам, как в стишке не нашлось. Вполне себе земные профессии были у наших мамочек: продавец, повар, инженер, медсестра...
Дошел черед до Зухры, аккуратной такой, тихой девочки. Она, видимо не зная точного названия профессии, сказала:"Моя мама моет полы. Чисто-чисто." Началось хихиканье. Не понимали второклашки, что это за работа такая - "моет пол." Кто-то выкрикнул:"Поломойка что ли?"
Зухра не смутилась. Гордо так сказала:"Придет медсестра в кабинет, а там чисто. У продавца под прилавком тоже чистота. И моя мама создает чистоту." Учительница Зухру поддержала. А мне навсегда запомнились слова одноклассницы о скромной работе уборщицы: "создает чистоту."
Я и сейчас не понимаю, почему моя подруга Галя так стеснялась профессии своей мамы. Евдокия Петровна была горничной в санатории, а не врачом, как всем врала ее дочь.
Почему не выбрала специальность попроще? В качестве униформы Евдокии Петровне выдавались белые брюки и халат с голубой отделкой. Однажды знакомые подвезли ее к дому прямо в рабочей одежде (торопясь, не переоделась). Увидев женщину в таком "прикиде," дворовая молодежь заинтересовалась, а Галька брякнула:"Она врач в санатории!"
При всем желании стать врачом Евдокия не могла. Она родилась и выросла в Караганде, в многодетной семье. У родителей не складывалось обеспечить детям перспективное образование. Братья и сестры Дуси заканчивали училища, получая вполне востребованные рабочие профессии. А она и этого не сумела сделать. Замуж выскочила. За мужчину старше на 17 лет. Зато адвокат. С квартирой и даже с машиной!
Наверное, это было предопределено с ее внешностью. Дуся, в отличие своих заурядных сестер, удалась красавицей. На нее засматривались на улице и не только мужчины. Вот и адвокат, Иван Дамирович, как увидел девочку, так и влюбился. Познакомился, стал деликатно ухаживать, терпеливо ожидая ее совершеннолетия. Дарил Дусе подарки и семью завалил дефицитными продуктами.
После пышной свадьбы, за счет жениха, Евдокия попала в сказку. Трехкомнатная, шикарно обставленная квартира. По магазинам или за город проехаться - в машину, пожалуйста! Не знаешь, какое платье купить - бери оба.А хочешь - заказывай наряды у элитной мастерицы. К каждому празднику муж дарил ей ювелирное украшение. И только два требования: стать прилежной хозяйкой и не выходить одной из квартиры.
То есть ни учиться, ни работать Иван Дамирович молодой жене не разрешил. Даже в гости к родителям она ходила в его сопровождении, а потому очень редко. Понятно, никаких подруг. Но даже к этому всему можно было приноровиться: Дуся по характеру была стеснительной, тихой и послушной.
Адвокат, уважаемый человек, разумный в бытовых вопросах, оказался (назовем вещи своими именами) сексуальным садистом, который получал удовлетворение причиняя боль партнерше. Это открылось в нем через год после рождения дочки.
Дуся носила свитерки, закрывающие следы его "ласк." Впрочем, ее мало кто видел. Муж нанял няньку специально для прогулок с девочкой, а жена покорно оставалась дома.
Изменить его не представлялось возможным. Прощения не просил. Говорил:"Да, я такой. Но и оплачиваю это сверх меры." Действительно, ежегодно вывозил семью на море. Там наступал медовый месяц для Дуси. Муж становился галантен и нежен. Дочка только смотрела на персики, а их, самые лучшие, уже взвешивали. Водил красавицу жену в ресторан. Все курортные дамы завидовали этой прелестной, но грустной молодой женщине.
С каждым годом муж все больше терял меру (хотя есть ли она в патологии?). Дуся впала в депрессию и заботливый муж стал возить ее к знакомому психиатру. Тому самому, который когда-то вел его первую жену, покончившую с собой. Ее смерть всем показалась закономерной: женщина выпивала. На этой почве и повесилась. Дуся чувствовала, что ее ожидает нечто подобное.
Но у нее, в отличие от первой жены, был человечек ради которого нужно было непременно жить. Дочь Галя. К ней, кстати, Иван Дамирович был безразличен. К лучшему. Галине исполнилось 10 лет, когда Дусе удалось (денежно отблагодарив за молчание) взять справку, описывающую повреждения на ее теле. Тот же человек сделал "мыльницей" фотографии синяков.
Заручившись таким компроматом, Дуся написала мужу подробную записку, в которой предупредила, что у нее есть доказательства его "особенностей." Выписала из квартиры родителей себя и дочку (да, они обе жили без прав на прекрасную квартиру адвоката) и, подав на развод, в тот же день покинула с Галей город.
Почти без вещей, зато с некоторой суммой денег. Украшения Дуся не взяла. Боялась, что превращая их в купюры, заинтересует правоохранительные органы. Тогда строго было со спекуляцией. Где-то они помотались и приехали в наш город. Сняли комнатку. Галя училась, а Дуся пошла мыть пол в несколько мест. Разумеется, никаких алиментов. Женщина много лет не сообщала даже своей семье, где находится. По паспорту оставалась замужем.
Так случилось, что Дусю свела судьба с одним влиятельным человеком. Благодаря внешности, богатства не было. Знаете, трудно быть разносторонней и эрудированной, когда ты много лет прожила в замкнутом аду. Она довольно быстро надоела любовнику, но он подсуетился для нее с отдельной малосемейкой.
Когда Евдокия вошла под собственную крышу, она, на удивление дочки, начала смеяться и кружиться. И удивительный ремонт сотворила. Стены побелила и разрисовала нежными цветами. В белила для потолка добавила, кажется, синьку и в комнате появилось весеннее небо. А пол выкрасила в солнечный желтый цвет. Я часто у них бывало и всякий раз испытывала потрясение. В остальном мать с дочерью жили очень скромно.
Вот только подросшая Галя стеснялась, что ее мать поломойка. Дуся своей работой в санатории очень дорожила. Всегда с улыбкой, как будто это раз плюнуть огромный этаж со множеством номеров убрать. И в каждом коврики, раковины. И отдыхающие приезжали с разной степенью аккуратности. Однажды я ездила вместе с подругой помочь тете Дусе в генеральной уборке. Даже с учетом, что она нас не сильно грузила, пришлось нелегко.
Но Дуся думала не о трудностях, а о бонусах. И она, и Галя могли бесплатно побаловать себя водолечебницей санатория (Дуся умела ладить да договариваться). Повариха - подруга, к концу смены, наполняла кастрюльки едой и женщина редко тратилась на продукты. А еще, пусть изредка, Дусе давали чаевые за чистоту в номере, доставку запрещенной бутылочки. Это было опасно - торговать из-под полы вином или пивом, но Дуся копила дочке на приданое.
Время стремительно. Мы выросли и у подружки объявился жених. Красивый, высокий. В Гальку влюбился безумно - девушка была очень похожа на мать. Галя не преминула соврать, что ее мама врач. И вспомнила, что отец адвокат (ну и что ж, что в разводе?) - для престижа. Дело в том, что отец парня был мастером на заводе, а мать библиотекарем.
И вот день разговоров про свадьбу на территории жениха. Сидят за столом все родители, Галя с парнем. Все обсудили. Поели-пригубили. Разошлись по интересам: батя жениха сел футбол смотреть, молодые музыку слушают, а будущие свекровь с тещей сели чай пить на балкончике. И вдруг хохот оттуда! Галя с женихом, будущий свекр подскочили:"Что такое?" А женщины пополам согнулись, слезы из глаз и сказать ничего не могут.
Короче, по ходу разговора мать жениха, обрадовавшись случаю остаться с врачом тет-а-тет, начала у Дуси консультироваться по поводу пищеварительного тракта. Та слушает, глаза округлила, но пытается соответствовать беседе. Народные рецепты вспомнила. Мать жениха возьми да спроси:"Гидроколонотерапия кишечника появилась. Скажи, как врач, это эффективно?"
Хорошо, что Дуся не попросила мать жениха порекомендовать ей литературные новинки, в качестве библиотекаря. В общем, Евдокия объявила, что она горничная, а сватья оказалась посудомойкой в столовой. Отец жениха был, все-таки мастером. Будущая свекровь страдала заболеванием пищеварительной системы, поэтому и разговор о ней завела. Обман детей раскрылся.
Молодой человек пробубнил, что не хотел ударить в грязь лицом, узнав, что у Галины мама врач, а отец адвокат. Галька ничего объяснять не стала, а его локтем больно в бок ткнула.
Не осуждаю подругу - что там, девчонка была. И с тетей Дусей они ладили, любили друг друга. Просто Галя видела в маме всего лишь поломойку, а незабываемая мной Зухра - женщину, которая создает чистоту. Почувствуйте разницу.
Спасибо всем, кто прочитал. Было любопытно? Поставьте, лайк, чтобы поддержать канал. Отзовитесь. Подпишитесь, чтобы мы еще встретились. Ваша Лина