Французского писателя Пеннака в России в основном знают по книгам «История Эрнеста и Селестины» и «Глаз волка». Его герои ненавязчиво и мудро рассуждают о вечных темах — любви и привязанности, жизни и смерти, справедливости и страданиях. И после знакомства с ними остается впечатление долгого и доброго разговора с прекрасными и неравнодушными собеседниками. Чтобы написать такое, самому надо быть кем-то особенным. А еще у него есть эссе, названной декларацией прав читателя.
Стоит сказать несколько слов о Даниэле Пеннаке, чтобы понять, почему именно его мнению стоит доверять. В детстве у него были серьезные проблемы с обучением. В семье даже бытовала шутка о том, Даниэлю понадобится год, чтобы выучить первую букву, а алфавит он одолеет к двадцати шести годам. Пеннак много и старательно учился, а потом, уже будучи взрослым, много лет работал с детьми, у которых было отставание в развитии.
Его ученики, как и многие современные дети, не любили читать. И он начал практиковать «чтение без правил», не обращая внимания на условности возраста. Он не давал никаких обязательных списков литературы, только рекомендации, хотя коллеги и дирекция считала, что таким образом он подрывает дисциплину. А позже в своем известном эссе «Как роман» сформулировал и изложил, опираясь на учительский опыт, заповеди детского чтения. Работа Пеннака адресована в первую очередь родителям, которые пытаются рассказать детям о преимуществах книги, но не всегда достигают своей цели.
Первое правило, о котором напоминает автор взрослым, - право ребенка не хотеть проводить время в библиотеке, не любить книги и не читать. Иногда оно приводит в замешательство. Может показаться, что это и есть та самая мертвая точка, с которой уже ничто не сможет сдвинуться. Но Пеннак призывает: оставьте ребенку его право не читать. Это важный психологический момент, когда человек понимает, что ее мнение услышано, с ним считаются, независимо от возраста.
Из года в год Пеннак начинал в классе прочтение некого произведения вслух и останавливался на самом интересном. Прием очень известный, но для его использования нужно действительно нечто, что затронет в душе слушателя что-то сокровенное. Не всегда это классика с ее правильными персонажами, которые изысканной выражаются и невероятно учтивы друг с другом. Что ж — остается найти то, что будет действительно важно. И признать, может быть даже с некоторыми усилиями, что сын или дочь имеют право читать то, что им угодно.
Не всем нравится столь демократический подход. Иногда кажется, что неразборчивость в выборе может стать фатальной. Но начинающие читатели, утолив свою жажду в одном месте, переходят к другому. Страшилки сменяются готическим романом, уже признанным жанром, а комиксы могут открыть дверь в мир мифологии или палеонтологии.
Не всегда детская манера прочитывания текстов вызывает восторг у тех, кто придерживается строгих порядков и имеет склонность к перфекционизму. Именно поэтому Пеннак советует не контролировать перескакивание со страницы на страницу и позволять не дочитывать книгу, если она не увлекла подрастающее поколение.
Здесь присутствует столь важный каждому из нас выбор, какие моменты пропускать, какие сочинения оставлять до определенного времени.
Люди по-разному воспринимают тексты, поэтому начинающий читатель может нуждаться в том, чтобы работать с рассказами или повестями в собственной манере. И Пеннак говорит о необходимости оставлять за ребенком право читать вслух, вполголоса, бубнить, пропевать некоторые предложения, озвучивать персонажей разными голосами.
Принципиальным правилом известный французский писатель считает право ребенка молчать о прочитанном. На и даются личные переживания, чтобы сохранить их в душе, а не выставить на всеобщий просмотр. Литература способна пробудить чувства и волнения, всколыхнуть пережитое и подарить вкус истинной драмы. Кто-то готов обсуждать поступки героев, для другого — эта тема звучит слишком лично, чтобы касаться ее мимоходом.
Когда дети начинают много читать, у родителей тоже заходятся поводы для недовольства. И Даниэль Пеннак обращается с просьбой разрешить «втыкаться» в книги и читать, где попало, если это не вредит здоровью.
А дальше шаг за шагом он отстаивает право ребенка на боваризм, то есть на подмену реального воображаемым. Бывает сложно представить и смириться с тем, что у дочери или сына вдруг появились воображаемые друзья, но лучшие писатели и психологи в своих произведениях говорят о подобном как о норме.
И еще для детей много значит их право перечитывать понравившиеся произведения. Подарите им такую возможность, призывает Пеннак.
О декларации прав читателя я узнала, когда мой сын уже читал небольшие книжки. Выяснилось, что почти во всем я следую ей: разрешаю выбирать чтение на свое усмотрение, не дочитывать до конца, «втыкаться», быть с книгой, где угодно, прочитывать то, что сама я считаю не очень интересным. Мне тяжело далось правило молчания о прочитанном. Я, бывало, пыталась «разговорить» сына, узнать не просто мнение о рассказе или сказке, но вскоре оставила эти попытки, расценив их как вмешательство. Многое мы обсуждаем непринужденно, и не хотелось бы из-за двух-трех книг, о которых он предпочитает молчать, терять это. И еще меня первое время удивляла способность ребенка перечитывать только что прочитанную повесть, но довольно быстро я к этому привыкла.
И хотя эссе «Как роман» некоторые российские критики считают антипедагогическим, многие его одобряют, но вот следовать или нет «заповедям» Пеннака каждая семья решает сама.
Автор: Олеся Яжук
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Как обучение превратить в игру?
Интервью с сыном. Что он думает про своё образование
Право на ошибку. Как современная система убивает веру в себя и создает тысячи неудачников
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.