Найти тему
Русь Триединая

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ МАРКА АФИНСКОГО

Иногда приходится слышать — надо жить настоящим!
Не оглядываться на прошлое и отсечь себя от опыта предыдущих поколений.
Но  может тем и отличается человек от животного, что живет сразу в прошлом,  настоящем и будущем. И из этих трех нитей сплетается человеческая  жизнь.
Почему так? Человек это  не только тело, но и Дух. Дух родом из вечности, Он не может жить только  настоящим. Войдя в человека, Духу надлежит преодолеть притяжение  временного и вернуться к Вечности.
Духовные  опыты древних христианских подвижников кажутся современному человеку  фантастикой. Не меньшей фантастикой была бы для них наша повседневная  жизнь. Опыт первых христианских подвижников, живших в духовной  очевидности, уникален. Они наглядно явили, чего может достичь человек,  вставший на путь духовного совершенства. 
«Разве вы не знаете, что ваше тело является храмом Святого Духа,» (1Кор.6:19) — обращался Апостол Павел к современникам.
Но  путь такой веры очень труден. Человечество пошло другим путем — не  путем духовного ведения, через стяжание Даров Духа Святого, а путем веры  в технический прогресс. Конечно, сейчас у человека совсем иная  реальность он испытывает несравнимо большее давление нефильтрованного  информационного потока. Опасно слепое копирование аскетических подвигов.  Но, все же опыт родоночаликов христианского монашества над многим  заставляет задуматься и современного человека.
Иногда приходится слышать — надо жить настоящим! Не оглядываться на прошлое и отсечь себя от опыта предыдущих поколений. Но может тем и отличается человек от животного, что живет сразу в прошлом, настоящем и будущем. И из этих трех нитей сплетается человеческая жизнь. Почему так? Человек это не только тело, но и Дух. Дух родом из вечности, Он не может жить только настоящим. Войдя в человека, Духу надлежит преодолеть притяжение временного и вернуться к Вечности. Духовные опыты древних христианских подвижников кажутся современному человеку фантастикой. Не меньшей фантастикой была бы для них наша повседневная жизнь. Опыт первых христианских подвижников, живших в духовной очевидности, уникален. Они наглядно явили, чего может достичь человек, вставший на путь духовного совершенства. «Разве вы не знаете, что ваше тело является храмом Святого Духа,» (1Кор.6:19) — обращался Апостол Павел к современникам. Но путь такой веры очень труден. Человечество пошло другим путем — не путем духовного ведения, через стяжание Даров Духа Святого, а путем веры в технический прогресс. Конечно, сейчас у человека совсем иная реальность он испытывает несравнимо большее давление нефильтрованного информационного потока. Опасно слепое копирование аскетических подвигов. Но, все же опыт родоночаликов христианского монашества над многим заставляет задуматься и современного человека.

Вот лишь один пример — фрагмент из жития преподобного Марка Афинского (ок. 270-400 гг.) по рассказу инока Серапиона.
«Продолжая путь, я подходил к высокой горе, которая, казалась, достигала до неба. На ней совершенно ничего не было, кроме пыли и камней. Когда я подошел к горе, то на краю ее я увидал море. Поднимаясь на гору, я шел в течение семи дней…
Марк вышел к дверям пещеры своей и, заплакав от умиления, воззвал ко мне, говоря:
- О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд увидать мое обиталище!
Затем, благословив, он обнял меня своими руками и, целуя, сказал мне:
- Девяносто пять лет я пребывал в сей пустыни и не видал человека. Ныне же я вижу лицо твое, которое желал видеть в течение многих лет. Ты не поленился предпринять такой труд, дабы придти ко мне. Посему Господь мой, Иисус Христос, вознаградит тебя в день, когда будет судить тайные помышления людей.
Сказав это, преподобный Марк повелел мне сесть.
Я стал расспрашивать преподобного о достохвальной его жизни. И он рассказал мне следующее:
- Я, как сказал, имею пребывание в сей пещере в течение девяноста пяти лет. В течение сего времени я не видал не только человека, но даже и зверя или птицы, не вкушал хлеба, испеченного руками людей, не одевался одеждою. В течение тридцати лет испытывал я ужасную нужду и скорбь от голода, жажды, наготы, а более всего от диавольских искушений. Мучимый голодом, я вкушал тогда земную пыль, и, томимый жаждою, я пил воду морскую. Бесы тысячекратно клялись между собою потопить меня в море и, схватив меня, с побоями влекли меня в низменные места сей горы. Но я снова восходил на вершину горы. Они же снова увлекали меня отсюда до тех пор, пока кожа не сошла с тела моего. Волоча меня и побивая, они неистово кричали:
- Уйди с нашей земли! От начала мира никто из людей не приходил сюда - ты же как осмелился придти сюда?
После тридцатилетнего такового страдания, после таковой алчбы, жажды, наготы, возмущений со стороны бесов на мне излилась благодать Божия и Его милосердие. По Его же помышлению переменилась моя естественная плоть; на теле моем выросли волосы; в нужное время ко мне приносится пища и посещают меня ангелы Господни. Я видел как бы подобие Царства Небесного и обителей блаженства, обещанного душам святых, уготованного для людей творящих добро. Я видел подобие божественного рая и древа познания, от которого вкусили наши праотцы. Видел я и появление в раю Илии и Еноха и нет ничего такого, чтобы не показал мне Господь из того, что я просил у Него.
- Я спросил его, - рассказывает Серапион, - сообщи мне, отче, о том, каким образом и почему ты пришел сюда?
И святой такими словами начал свое повествование:
- Родился я в Афинах, где и изучал философские науки. По смерти же моих родителей, я сказал сам себе: "Как родители мои умерли, точно так и я умру. Итак, лучше я добровольно отрекусь от мира сего раньше, чем случится мне быть восхищенным от него". И немедленно, сняв с себя одежды, я встал на доску и отправился на ней плавать по морю. Носимый волнами, по Божественному промышлению, пристал я к горе сей.
Когда мы, таким образом, вели беседу между собою, - продолжает Серапион, - то наступил день и я увидал преподобного Марка, обросшего волосами, наподобие зверя, и ужаснулся, так как его нельзя было признать за человека ни по чему, кроме как по голосу и исходящим из уст его словам. Заметив мое смущение, святой Марк сказал мне:
- Не пугайся при взгляде на тело мое, потому что взятая от тленной земли плоть тленна.
Потом он спросил меня:
- По прежнему ли обычаю стоит мир в законе Христовом?
- Ныне, - отвечал я ему, - по благодати Христовой, даже лучше прежних времен.
- Продолжаются ли, - снова спросил он, - доныне идолослужение и гонения на христиан?
- Помощью святых молитв твоих, - отвечал я, - гонение прекратилось и идолослужения нет.
Услышав это старец возрадовался великой радостью. Потом он снова спросил меня:
- Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20).
В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:
- Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!
Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:
- Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?
- Нет, отче, - отвечал я.
Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:
- Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!

Продолжение статьи: http://russtriedin.ru/temy/15-otkrovenie/601-dukhovnyj-opyt-marka-afinskogo

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц